Этот корабль почти такой же символ Воронежа, как «Аврора» – символ Санкт-Петербурга. 324 года назад, 27 апреля 1700 года по старому стилю или 8 мая по новому, на воду спустили «Гото Предестинацию», первый линейный корабль только рождающегося российского флота. 314 лет спустя «Гото Предестинация» снова отправилась в первое плавание, но на этот раз это была копия исторического корабля. Самое интересное и нём – в материале «Вести Воронеж».
Это был первое судно русских корабельщиков
«Гото Предестинация» стала первым российским линейным кораблём и первым кораблём, построенным русскими судостроителями без участия иностранцев. Строили судно по проекту самого Петра I и первое время – под его личным руководством. Потом руководить работами Пётр перепоручил своему сподвижнику по потешному войску и потешной флотилии, известному корабельному мастеру Федосею Скляеву, который учился у судостроителей Голландии, Англии и Италии. Для этого мастера даже пришлось экстренно отозвать из Венеции, где он проходил очередную «стажировку», рассказал историк Владимир Размустов.
«Гото Предестинация» опередила время
Несмотря на то, что, проектируя «Гото Предестинацию», Пётр I ориентировался на английские чертежи, итогом работы стало уникальное конструкторское решение.
– Киль «Гото Предестинации» состоял из двух подвижных брусьев, скреплённых между собой ершами. Это давало большое преимущество в мелководном Азовском море. Если корабль садился на мель, нижний киль скользил и отстёгивался. То есть, корабль мог идти дальше, не получив пробоины. В иностранных флотах такое новшество появилось только спустя 140 лет. В Англии – уже на закате парусного флота, – рассказала заведующая отделом истории создания ВМФ Воронежского областного краеведческого музея Елена Селезнёва.
У корабля было уникальное имя
Название «Гото Предестинация» с латинского и немецкого языков можно перевести как «Божье предвидение». Других кораблей с таким именем в российском военно-морском флоте больше не было.
Корабль удивлял роскошью
Как выглядело сошедшее с верфей судно, можно судить по акварели Питера Бергмана, написанной в том же 1700 году. Оно было украшено пышной резьбой в стиле барокко. С внутренней стороны крышки пушечных портов были выкрашены в ярко-красный цвет, а с внешней — украшены венками из золота. Богатой была и внутренняя отделка «Гото Предестинации». Один из современников писал, что корабль «блистал … всеми украшениями», а капитанская каюта корабля была обита ореховым деревом.
– Кормовое украшение придумал сам император, оно органично сочеталось с названием корабля, это была коленопреклонённая фигура апостола Петра, а за ним на фоне штилевого моря виднелись суда, по безоблачному небу летел голубь, неся в клюве миртовую ветвь. Аллегорический смысл композиции ясен: предвидение превращения России под управлением Петра в сильную морскую державу и желание скорейшего мирного разрешения войны, – рассказал Владимир Размустов.
Корабль закончил плавание под турецким флагом
После заключения мира с турками «Гото Предестинацию» в 1712 году продали туркам за 82 тыс. курушей, или 80 тыс. рублей. Корову тогда, кстати, можно было купить всего за 2 рубля. Ещё шесть лет корабль прослужил в Эгейском море под именем «Капудание Моско», а потом его продали на слом за 950 курушей.
Копию строили вдвое дольше, чем оригинал
В 2014 году в Воронеже официально открыли копию исторического корабля. На неё у современных судостроителей ушло вдвое больше времени, чем у мастеров петровской эпохи. Тогда управились за полтора года, сейчас работали все три. Ещё год ушёл на разработку проекта – исторические чертежи не сохранились, так что современные судостроители ориентировались на описания современников, а также картины и гравюры XVIII. Одно из наиболее точных изображений корабля – акварель Питера Бергмана.
«Гото Предестинации» тесно в воронежском море
Современное судно отправлялось в плавание по воронежскому морю считанные разы. Впервые – в День ВМФ в 2014 году – тогда оно сделало небольшой круг по водохранилищу и стало на якорь у Адмиралтейской площади. В 2022 году судно снова отправилось в плавание – это была подготовка к участию в праздновании 350-летия Петра I – и село на мель. Воронежское водохранилище для этого корабля слишком мелко. А ещё его держат в плену мосты, пройти под ними с мачтами судно не сможет.
Впрочем, мелковато тут было и для настоящей «Гото Предестинации». Спустить корабль на воду собирались ещё в начале апреля 1700 года, но отложили до конца месяца из-за слишком низкого уровня воды в реке Воронеж.
Пушки на «Гото Предестинации» - настоящие
Раз «Гото Предестинация» – корабль действующий, то и пушки на нём настоящие. Каждая калибром 3 фунта. Правда, залп из них дали только один раз, в день официального открытии корабля-музея.
«Гото Предестинация» может уместиться в кошельке…
В ноябре 2010 года Банк России выпустил 500 золотых монет номиналом 1000 рублей с рельефным изображением «Гото Предестинации» в серии «История русского военно-морского флота». Они стали одними из самых дорогих монет, выпущенных Банком России, из-за ограниченного тиража и высокого качества исполнения рисунка. У коллекционеров такая оценивается примерно в 1 млн рублей.
…и на книжной полке
На маркетплейсах можно найти модели корабля для самостоятельной сборки. Одну такую выпускает, например, московский завод игрушек «Огонёк», более детальную – «Моделист». Купить их можно за 1,5-2,5 тыс. рублей.