Порыв энтузиастов. С чего началось воронежское телевидение
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
70 лет назад вышла первая передача из воронежского любительского телецентра. Энтузиасты завода «Электросигнал» сумели передать изображение с завода во Дворец пионеров, где проходила выставка, посвященная Дню радио. Это было 7 мая 1954 года. Со следующего года началось регулярное вещание. Большой профессиональный телецентр, в котором мы сейчас работаем, был запущен позже, в 1958 году. Как создавали заставки и видеоэффекты, почему телеоператоров сравнивали с кочегарами, а щёки и губы ведущих красили не красной, а зелёной краской, в рубрике «Архив» расскажут журналисты «Вести Воронеж».
О том, что такое телевидение и как его делать, в шестидесятых никто не имел представления. Во всём Союзе не было специалистов. За дело взялись энтузиасты-любители, которым пришлось фактически с нуля, методом проб и ошибок создавать первые передачи с минимальным набором инструментов. Представьте, сейчас на экране эффектно вылетает заставка «Вести Воронеж», появляются титры, всевозможные видеоэффекты, а раньше компьютеров не было – всё создавали вручную.
Заставки были в прямом смысле рисованные: название программ писали каллиграфическим подчерком на картонках и в нужный момент выставляли на пюпитре перед объективом камеры. Титры тоже выводили вручную и крутили на специальном барабане.
– Были у нас такие громадные барабаны метра два в диаметре. Горизонтальный барабан, который вращался по горизонтальной плоскости, ивертикальный. Помощники стоят, крутят барабан, там лента, на ней изображения или тексты. А потом вращают барабан, и он плавно появляется и уходит, то же самое сверху вниз или снизу вверх, – рассказал главный оператор Воронежского областного телецентра Борис Обедников.
Декорации делали в собственной столярной мастерской. Там могли изготовить, например, мебель. Многое рисовали. По ночам во всю студию на полу художники растягивали полотна, на которых красками изображали по заказу режиссеров интерьеры и пейзажи. Ведь из воронежской студии шли не только новости, здесь ставили спектакли и концерты.
Чтобы изменить крупность плана, телеоператорам приходилось менять объективы и двигать 250-килограммовую камеру со штативом, причём абсолютно бесшумно. Специальные люди переносили тяжелые кабели, переставляли светильники и «журавли» – огромные микрофоны. Работа была физически сложная, учитывая, что температура в студии порой поднималась до рекордных отметок.
– Часто операторы работали в майках. Чувствительность камер была крайне низкая, нужно было на одного человека три тысячи люкс, чтобы получить нормальную картинку. Здесь температура поднималась до такой степени, что иногда люди в обморок падали, сознание теряли, их потихонечку выносили, чтобы незаметно было. Наверху работали – там до 70 градусов поднималась, где осветители, полуголые, как кочегары, – вспоминает Борис Обедников.
При такой температуре с актёров и ведущих тёк многослойный макияж. Косметики не было – использовали грим для кино. Первоначально для чёрно-белого телевидения он был весьма странным. Например, вместо красных использовали зелёные румяна и губную помаду. Зелёный цвет хорошо подчеркивал губы и щеки и создавал необходимый контраст. Когда появилось цветное телевидение, макияж стал не менее странным.
– Вот сейчас у нас обычная косметика, хорошего качества, на коже приятная. А грим для цветного кино – это жуть просто. Потому что когда наносили его на кожу, такое впечатление, что на тебя надевали резиновую маску. Цвета были немножко странные, на экране это выглядело прекрасно, лицо ровное, хорошее, а в реальной жизни – с какими-то серыми отливами, на разные части лица наносилось где темнее, где светлее. На экране прекрасно, а вот если вечером устал, неохота умываться, думаешь: ладно, я дома сниму, садишься в транспорт, а на тебя смотрят, как на упыря, – рассказала ведущая программ ГТРК «Воронеж» Ольга Зубкова.
Видеоэффекты создавали с помощью обычной склейки плёнки. А если в кадре должен был пойти дождь, помощники режиссёра с балкона поливали ведущих и актеров из лейки. Все было достаточно примитивно. Но воронежские передачи любили и смотрели с удовольствием не только местные зрители. В прямом эфире мы транслировали программы на весь Союз и даже на Интервидение.