БАМ 2.0. Как воронежцы строили магистраль и зачем через полвека поехали туда снова
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Полвека назад первые стройотряды отправились из Воронежа на БАМ. Легендарная всесоюзная стройка отмечает юбилей. И именно в эти дни в посёлке под Красноярском высадился воронежский десант из студентов технического университета. Ребята будут работать там на строительстве второго пути Байкало-Амурской магистрали. Проект «БАМ 2.0» объединил рабочих со всей страны. Как и зачем воронежцы отправлялись на БАМ полвека назад и сейчас, показываем в рубрике «Архив».
1976 год. С первого пути первой платформы железнодорожного вокзала отправляется строительно-монтажный поезд. Это несколько десятков вагонов со стройматериалами и оборудованием для того, чтобы в далёкой Амурской области с нуля на пустыре возвести рабочий поселок Муртыгит. Этим займутся 53 воронежца, которые в составе первого десанта отправляются на БАМ. Их провожает как героев, с транспарантами, цветами и пламенными речами, кажется, полгорода.
В середине 70-ых на БАМ, всесоюзную стройку, устремляются тысячи комсомольцев: одни едут за деньгами и карьерными перспективами, другие – за романтикой и, как тогда говорили, трудным счастьем. Первые дни на новом месте были непростыми – воронежцы сгружали с поезда и устанавливали вагончики, в которых им придется жить, прокладывали электрические сети и устраивали баню.
Как это было, помнит Михаил Гвоздь. Он приехал на БАМ в 1978 году. Рассказывает, как только устроился на работу и получил вагончик для жилья, позвал жену с двухлетней дочкой. Та приехала из Воронежа, не раздумывая.
– Стояли шеренги бочек, вечером водовозка привозила воду. В каждой квартире или вагончике стояла ещё одна бочка, внутренняя. Нужно было быстренько вечером воду перетаскать в свою бочку. Потому что если это зима, она замерзнет, и её оттуда ничем не возьмёшь. Электроэнергии в поселке постоянной не было. Первый раз, когда отключили зимой электроэнергию, мы с супругой решили это переждать. Накидали на себя всё, что можно, шапки надели, утром проснулись, разбили лед в бочке, помочили глаза и помчались на работу, – вспоминает Михаил Гвоздь.
А работа была нелёгкая. Возводить дома и дороги приходилось на вечной мерзлоте, работать на морозе до минус 60. Впрочем, труд хорошо оплачивался. Оклад больше 200 рублей, плюс северный коэффициент и подъёмные. Бамовцы не скрывают: кто-то ехал ради материальных стимулов, но для многих это была работа за идею и во благо Родины.
– Для этого поколения всё, что касается БАМа – это был как бы дополнительный флаг: что сделать для своей Родины. Для чего нужна эта дорога? Она нужна для того, чтобы нам в широком смысле слова осваивать Восток, – говорит внештатный инструктор ЦК ВЛКСМ на БАМе Александр Меркулов.
1977 год. Эти кадры сняты спустя семь месяцев после приезда воронежцев на БАМ. На безлюдном месте они построили поселок: теплые общежития, котельную, магазин, склады, овощехранилище. А ещё через полгода здесь появятся первые многоэтажки, возведённые нашими земляками.
Спустя полвека молодые воронежцы снова отправляются покорять Сибирь. Накануне празднования 50-летнего юбилея Байкало-Амурской магистрали два стройотряда технического университета приехали под Красноярск, чтобы строить железную дорогу.
– Именно студенческие отряды дают возможность самореализации, развития себя как личности. БАМ стал наибольшим испытанием в моей карьере как командира. До этого были международные поездки, поездки в Курск во время специальной военной операции. И все это побудило меня испытать себя на прочность ещё раз – в этом году мы выехали с бойцами на БАМ, – рассказал командир строительного студенческого отряда Дмитрий Горловой.
– Что получают ребята? Прежде всего, опыт работы на предприятии, в коллективе, применение своих знаний, которые они получили в университете. За эти два месяца работы можно понять, хочет человек связать себя с этой специальностью или нет. Плюс БАМ 2.0 – это такая всероссийская студенческая стройка, которая имеет 50-летний опыт и традиции университета. В 1974 году отряд воронежского политехнического института впервые стал участником всесоюзного студенческого отряда, название у этого отряда было Импульс». И так совпало, что в прошлом и этом году от нашего университета отправился отряд с таким же именем, – рассказала проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности ВГТУ Анна Свиридова.
Проект «БАМ 2.0» объединяет строителей со всей страны. Как и много лет назад, отчаянные молодые рисковые люди отправляются покорять Сибирь и Дальний Восток. Словно дань традициям, едут по железной дороге через всю страну, чтобы испытать себя на деле, закалить характер, приобрести профессиональные навыки и знания, а главное – стать частью большой всероссийской стройки.