Инженеры нового времени. Как воронежские вузы ответят на вызов рынка труда
В Воронеже откроется вторая передовая инженерная школа.
Требуются инженеры будущего. Под таким лозунгом сейчас живёт рынок труда. Воронежским предприятиям не хватает сегодня сотен таких специалистов, но нужны экономике не просто инженеры, а специалисты с передовой линии науки. И воронежские вузы вызов приняли. В новом учебном году в Воронеже откроется вторая передовая инженерная школа. Чему там будут учить?
Программу создания передовых инженерных школ запустили в России два года назад. Её цель – подготовить высококвалифицированные кадры нового поколения и обеспечить стране технологический суверенитет. Сейчас таких школ в Воронеже две. И это совсем не мало, если учесть, что всего в стране их 50.
Первую открыли на базе Аграрного университета – там готовят генетиков и селекционеров, выводят новые сорта и гибриды сельскохозяйственных культур, проводят генетическое типирование молочного поголовья региона.
В этом году первых студентов принимает инженерная школа ВГУ – 160 человек, и это будут магистры и бакалавры. В перспективе число учащихся может вырасти до 200 – с учётом тех, кто захочет повысить квалификацию или получить дополнительное образование. Специализация – радиоэлектроника, инфокоммуникации и связь. Чем учёба в инженерной школе отличается от обучения на факультетах, например физики или ПММ? Тесной связью с предприятиями региона. То есть инженерная школа станет площадкой для совместных разработок и обучения студентов, мозгом целого конгломерата разных предприятий.
– Наша задача – построить единую сквозную технологию, сквозное проектирование, когда предприятия, понимая финансирование и понимая кто что вкладывает, могут работать не только на развитие своей стратегии, а в кооперации с предприятиями региона и в целом выстраивать единую систему для производства новых устройств, где одна компания может заниматься моделированием, другая всё это выпускает в железе, а третья вместе с университетом проводит НИРы, НИОКры, которые потом приводят к тому, что на прилавках появляются новые устройства, – объяснил начальник управления инновационной деятельности ВГУ Дмитрий Жукалин.
Чтобы это стало возможным, школа и предприятия сверяют с вузом не только планы, но и образовательные программы. Их университет разрабатывает вместе с работодателем таким образом, чтобы предприятие получило не просто молодого специалиста, а специалиста, который подходит ему идеально.
– Миссия передовой инженерной школы со стороны взаимодействия университетов и предприятий – это повышение интеграции, интеграциия усилий, научного оборудования, иных ресурсов на более высоком уровне, чтобы после обучения переход был так называемый бесшовный. Студент заканчивает обучение, и он должен понимать, чем живет предприятие, не только что оно выпускает, какие использует технические, технологические, научные ресурсы, он должен понимать, как влиться в коллектив, – рассказал заместитель руководителя Передовой инженерной школы ВГУ Алексей Харин.
Набирая первых студентов, в вузе и школе ставят перед собой амбициозную задачу – подготовить инженеров будущего.
– Микроэлектроника – это одна из сфер, где все очень динамично меняется. Поэтому инженер будущего – это человек, который это прекрасно понимает, адаптируется к этому и идёт на шаг впереди, чтобы развивать не только то, что есть сегодня на рынке и требуется производству, а то, что будет этому рынку требоваться в перспективе через год, через два, может быть, и через 10 лет, – рассказал Дмитрий Жукалин.
Одно из преимуществ инженерной школы – возможность обеспечить своих студентов передовым оборудованием. Во-первых, в их распоряжении все лаборатории вуза и их зачастую уникальное оснащение. Например, просвечивающий электронный микроском Карл Цейс – таких в вузах страны всего несколько. Мощная оптика и программное обеспечение помогают разглядеть любой материал вплоть до кристаллической решётки. И это важно для студентов, которые будут уже в ближайшем будущем создавать новые материалы под новые задачи.
Во-вторых, студенты могут пользоваться тем оборудованием, которое есть у предприятий-партнёров. А они, в свою, очередь, могут задействовать мощности университета. И, кроме того, вуз и предприятия могут вместе покупать то, в чём нуждаются для решения научных и экономических задач.
Обязательная часть обучения студентов – стажировки на предприятиях и наставники-практики, которые помогут им освоить навыки, в которых нуждаются конкретные предприятия. А ещё это – гарантия быстрого трудоустройства.
Пока к учебе приступят магистры и бакалавры, рассчитана школа и на профессионалов, которым нужно дополнительное образование. Но планы у руководства есть и на школьников – ведь кадры для экономики нужно ковать заранее.