Свободные берега. Почему воронежцам нельзя ограничивать доступ к линии воды
И какая ответственность за это грозит.
Берега всех природных водоемов должны оставаться открытыми – об этом рассказали в воронежской природоохранной прокуратуре. Ежегодно с приходом тепла возникает много конфликтных ситуаций, когда владельцы домов на берегу пытаются установить заборы на пляжах, сделать территорию частной и закрыть к ней доступ посетителей. Какое наказание за это грозит, в интервью рассказал помощник воронежского межрайонного природоохранного прокурора Роман Карифанов.
Водным кодексом РФ предусмотрено, что береговая линия – 20 метров до кромки воды – не может находиться в частной собственности. Огораживать пляж и запрещать заходить на него другим человек не может, как и брать деньги за вход. Правда, бывают и исключения, когда, например, водоёмы небольшие – реки длиной до 10 км, небольшие озёра. То же самое касается частных и искусственных водоёмов, которые не имеют связи с другими объектами.
– Если гражданин ранее приобрёл дом на берегу, где доступ к линии у воды ограничен, он будет обязан предоставить доступ к объекту другим людям. При этом ответственность за нарушение ему не грозит до устранения нарушений, – рассказал Роман Карифанов.
Как только природоохранная прокуратура получает сигнал о выявленном нарушении, его перенаправляют в органы местного самоуправления, под ведомством которых находится водный объект. Как правило, такие вопросы стараются урегулировать в досудебном порядке, так как суд чаще всего встаёт именно на сторону власти. Если человек не убирает забор в добровольном порядке, в дело вступают судебные приставы – они направляют предписания, выписывают штрафы – до 300 тысяч. В некоторых случаях даже заводится уголовное дело.
Природоохранная прокуратура также занимается и вопросами, связанными с деятельностью на водных объектах, которые имеют особый статус. Это, в основном, охраняемые законом реки, озёра. В этом случае требования законодательства гораздо строже – береговая линия там длиннее, а стройки рядом могут быть или сильно ограничены, или полностью запрещены.