ВТБ выявил три основные схемы обмана пенсионеров мошенниками
На эти 3 сценария приходится около половины всех мошеннических атак.
Фото: Freepik
Самые распространенные в этом месяце схемы мошенничества, направленные на пенсионеров: обман с якобы перерасчетом пенсии, оформлением полиса ОМС и несуществующими скидками на ЖКУ. На эти три сценария приходится около половины всех мошеннических атак на пенсионеров. Такова статистика ВТБ.
Предложение о перерасчете пенсии
Мошенники по телефону представляются сотрудниками Социального фонда России, обещают перерасчёт и увеличение пенсии. Предлагают оформить заявление по телефону, для чего нужно назвать личные данные. Затем они просят назвать код из СМС или установить приложение для доступа к смартфону жертвы. СМС-код открывает доступ для входа в личный кабинет пенсионера на портале «Госуслуги» – мошенники смогут дистанционно войти в личный кабинет потенциальной жертвы, оформить кредиты на её имя или подобрать данные для входа в онлайн-банк и вывода денег.
Предложение скидки на ЖКУ
Мошенники звонят по телефону и рассказывают о фейковой акции, в рамках которой якобы предоставляются скидки пенсионерам. Неизвестные просят подтвердить, что пользователь является пенсионером и запрашивают персональные данные, а затем – код из СМС. Стандартно, эту информацию можно будет использовать для хищений или получения кредитов.
Переоформление полиса ОМС
Неизвестные звонят от имени страховой компании и убеждают срочно «продлить» полис. Они запугивают приостановкой оказания медицинской помощи и предлагают оформить якобы новый электронный полис здесь и сейчас. Затем жертву просят скачать приложение Минздрава – однако это вредоносная программа, которая откроет преступникам доступ к устройству. Как вариант, мошенники могут попросить поделиться СМС-кодом для входа на «Госуслуги».
Эксперты отмечают смещение внимания мошенников на людей старшего возраста – специально для пенсионеров разрабатываются сценарии, которые касаются базовых, жизненно важных вопросов, таких как обеспечение безопасности. Среди последних негативных трендов в этом случае – манипулирование вопросами страхования, контроля пенсии и самым повседневным и важным вопросом для людей старшего возраста – оплатой коммунальных услуг, от которых напрямую зависит комфорт.
Наиболее эффективной мерой борьбы с хищениями остается бдительность, предупреждает ВТБ. Цель мошенников – получение персональных секретных данных, которые может знать только потенциальная жертва. Поэтому, в первую, очередь, нельзя допускать общение с вероятными злоумышленниками. Фильтровать входящие звонки, в том числе через мессенджеры можно с определителем номера – сервис показывает опасные номера с пометкой о мошенниках или спаме. В телефонной беседе или при переписке в интернете не забывайте, что мошенники могут переписываться от имени ваших друзей, коллег и близких, а также звонить от имени ведомств, правоохранительных органов и социальных организаций.
Банк ВТБ (ПАО).