Брутто-контракты. Поможет ли их введение решить проблемы с транспортом на окраинах Воронежа
Платить перевозчикам предлагают не за пассажиров, а за километры.
С любой окраины города в центр и обратно без проблем. Мэрия предложила новый способ обеспечить маршрутками отдалённые микрорайоны. Для так называемых социальных маршрутов изменят схему оплаты работы перевозчика. В чём суть нововведения и улучшить ли оно жизнь воронежцев?
Из 76 городских автобусных маршрутов 20 сейчас убыточные – именно те, которые обслуживают отдалённые микрорайоны. Причина простая: если на востребованном маршруте автобус за сутки перевозит от 500 до 1000 пассажиров в зависимости от вместимости, то на социальном – человек 50. И тех – утром и вечером, а в течение дня автобусы ходят пустыми. Понятно, что так работать водителям невыгодно.
«Следствием этого является систематический недовыпуск подвижного состава на линию, несоблюдение расписания и в итоге низкая удовлетворённость качеством оказываемых услуг населению», – объяснили в мэрии.
В чем суть перемен? Мэрия предлагает ввести для таких направлений брутто-контракты. То есть перевозчик будет получать деньги не за перевезённых пассажиров, а за пройденные автобусом километры.
– Для пассажиров это значит, что данные маршруты, отнесённые к категории социально значимыми, будут ходить по чёткому расписанию, выполнять чётко графики движения своего маршрута. Для пассажиров это будет удобство, они будут чётко знать, в какой интервал времени, в какой промежуток, в какое назначенное время данный маршрут, данный автобус будет находиться на той или иной остановке общественного транспорта, – рассказал председатель комиссии Воронежской городской думы по развитию транспорта Дмитрий Крутских.
О каких маршрутах идёт речь? Их 15. Они возят жителей посёлка Краснолесный, Семилукских выселок, Дальних садов, микрорайона Подклетное, Шилово и Нефтебазы. Бюджету брутто-контракты обойдутся в 295 млн рублей. Инициативу транспортного управления мэрии о выделении этих денег поддержали депутаты городской думы.
Эксперты тоже считают идею хорошей, но сомневаются, что 300 млн хватит для того, чтобы наладить работу 15 маршрутов. При таких расходах намного больше рейсов на окраинах не станет, в выходные и в 10 вечера автобусов там тоже не увидишь, но, надеются эксперты, что у транспорта появится хотя бы чёткое расписание.
– Брутто-контракт, это, в первую очередь, дисциплина и учёт. Условно говоря, если водитель не доехал три-четыре рейса, день не считается, за день оплаты не будет. Если водитель нарушил трассу, рейс не считается, оплаты не будет. Два-три дня, которые вот таким образом пропадают из-за штрафов, и целый месяц может не считаться. Это дисциплина, это отработка расписания и правил перевозки от и до. К сожалению, я думаю, что даже муниципальному перевозчику будет очень сложно, – отметил сопредседатель реготделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков
Ну и главное – когда это заработает? Не раньше следующего года, и то – если в бюджете найдутся деньги.