Кольцов в памяти воронежцев. Как появились такие разные скульптуры поэта
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
215 лет со дня рождения Алексея Кольцова отмечают в Воронеже в этом октябре. Поэта любят и помнят не только земляки, но и вся Россия. В основном благодаря романсам, написанным на его стихи. Алексей Васильевич – человек с двумя классами образования, как говорят, «от сохи», покорил страну своими незамысловатыми и душевными строчками о природе, простом человеке, жизни и любви. Его талантом восхищались Пушкин и Державин. Вскоре после смерти поэта, а ушёл он из жизни всего в 33 года, горожане инициировали создание памятника земляку. В советские годы в Воронеже появилась ещё одна скульптура поэта. В рубрике «Архив» история обоих монументов.
В 19 веке в Кольцовском сквере располагалась пожарная часть и полицейская управа, рядом – зелёный клочок земли, в центр которого решено было поставить мраморный памятник работы итальянского мастера Агостино Трискорни.
– Почти всю территорию занимало большое хозяйство. Тут они жили, тут были конюшни, склады, тут были баньки дровяные, всё это. Раньше жили большим хозяйством, иначе не выживешь. И вот, когда было принято решение установить памятник, часть, плац, у них отобрали. Часть была ближе к филармонии, а вот на задах, что называется, был плац, где они занимались подготовкой к тушению пожаров, этот кусочек у них забрали, – рассказала краевед, сотрудник библиотеки им. А. Кольцова Елена Устинова.
Воронежцы попросили власти увековечить память земляка и даже собрали деньги. Позже скульптуру обнесли забором, по периметру установили фонари. Памятник сохранился в первозданном виде, его не разрушила даже война. К слову, фашисты устроили на месте сквера кладбище. Спустя два столетия бюст Алексея Кольцова стоит практически на том же месте, став неотъемлемой и гармоничной частью сквера.
Другой памятник Алексею Кольцову, созданный в советское время, ждала непростая судьба. Гранитный Кольцов облачён в подобие плаща и держит правую руку у сердца. Монумент установили на холме возле Покровского собора так, чтобы взгляд поэта был обращён на просторы водохранилища и Левого берега. На открытии монумента собрались сотни воронежцев.
– Особое значение имело изображение Кольцовым поэзии земледельческого труда, впервые в русском искусстве повседневные занятия хлебороба были показаны не только как тяжёлые, но и как исполненный внутренней красоты труд, – отметил на открытии председатель городского исполнительного комитета Виктор Поспеев.
Воронежцы художественные качества скульптуры не оценили, в городе ходили легенды, что монумент якобы создавали в честь Сталина или Дзержинского. Слишком величественной, в партийном духе, казалась фигура.
«Только после установки и открытия выявились крайне низкие художественные качества памятника, и жители города отнеслись к нему в основном равнодушно, более того, некоторые высказывали негативное мнение… После установки памятника власти официальный акт приёмки не подписали, но и демонтировать не стали», – рассказал экс-руководитель управления культуры Воронежа Иван Чухнов.
Однако памятник простоял на этом месте несколько десятилетий. Потом комиссия по культурному наследию предложила перенести его ближе к улице Театральной, словно спрятав под сень деревьев. Но и там он стал мешать. Когда началась реконструкция Советской площади, монумент в очередной раз переехал – на одноимённую улицу. Это была почти спецоперация: многотонные части скульптуры бережно перевозили и устанавливали на бульваре. Художественные качества памятника от этого, конечно, не изменились, но здесь, венчая широкую и прямую улицу, по мнению многих, поэт смотрится более гармонично.