Сливочное масло – на вес золота. Воронежцам объяснили, зачем нужна шринкфляция продукта
Оказалось, что таких товаров на полках магазинов уже очень много.
Сливочное масло становится, похоже, на вес золота. Чиновники успокаивают, что дефицита этого продукта нет, и что производство его растёт. Но почему-то растёт и цена. И чтобы не шокировать покупателей, используют давно проверенный ход – уменьшают объём продукта в привычной упаковке. У этого явления есть термин – шринкфляция. Помните упаковку из 9 яиц? Так вот это оно. Светлана Неклюдова прошлась по магазинам, пригляделась к упаковкам и выяснила: этой хитростью активно пользуются производители почти всех продуктов питания. В том числе, и конечно, воронежские.
– Света, много таких товаров оказалось на полках?
– Лиза, ты знаешь, даже удивительно много. Мы, кажется, уже привыкли покупать не литр молока, а 900 миллилитров. Но меня больше всего поразили упаковки, в которых не докладывают по 2-3 грамма.
Даже если вы никогда не слышали слово шринкфляция, то точно ощутили её на себе. Достаточно заглянуть в холодильник. В привычной литровой упаковке вдруг становится меньше молока или сока. Не намного, миллилитров на 50 или сто. А в стандартной 200 граммовой пачке масла уже давно не хватает 30 граммов. Но цена осталась прежней.
И вроде бы, не так критично, но если пересчитать по весу, то стоимость продукта выросла. Правда, так делает только самый внимательный покупатель. Остальные берут не глядя.
Молочные товары, пожалуй, самый распространённый пример – чаще всего подвергаются шринкфляции. Так делают с ряженками, кефирами, сливками. Стандартная 400-граммовая банка сгущёнки уже давно похудела на 30, а у некоторых производителей на 40 граммов. Пачки масла – 160 и 175 граммов. Стандартных двухсотграммовых мы не видели ни одной. Ну а если вы считаете, что шоколадка весит 100 граммов, то тоже ошибаетесь. А некоторые производители чая уменьшают даже вес пакетиков – с 2 граммов до 1,8. А как вам кофе весом 47,5 граммов?
Эксперты говорят, мера эта вынужденная и часто используется в условиях экономического кризиса.
– Чтобы как раз за счёт цены не отпугнуть лояльного потребителя, производители в условиях повышения издержек, в условиях удорожания стоимости сырья, начинают прибегать к такой мере. По сути, играть с товаром в упаковке, это пока что единственный способ для производителя сохранить лояльность покупателя, – объяснил директор «Института развития предпринимательства и экономики» Артур Гафаров.
Воронежские производители шринкфляцией тоже широко пользуются, чтобы сдерживать цены на свои продукты и конкурировать с другими.
– Изначально это пошло, потому что цены на продукцию очень сильно росли, а кошелёк покупателей не так рос, как цены. Поэтому все шли на уменьшение. Это трюк, назовём так, который решает какую-то маленькую задачу. Насколько он решает, кстати, никто не может сказать. Но так делают все, давайте и мы так делать, – заявил основатель холдинга «Молвест» Аркадий Пономарёв.
Проблемой озаботились даже в Государственной Думе. Около года назад там приняли поправки в ГОСТ. Они регламентируют фасовку продуктов первой необходимости. Если производитель маркирует товар в соответствии с ГОСТом, то упаковка должны быть фиксированная – литр молока, килограмм сахара. Килограмм, а не 900 граммов. Правда, маркировать свою продукцию или нет – дело добровольное. И судя по тому, что продаётся в магазинах – мера эта неэффективная.
– А есть вероятность, что это требование станет обязательным для всех?
– Лиза, пока однозначного мнения нет. Всё-таки производители, строго говоря, не обманывают покупателей. Они честно указывают вес на упаковке. И уже нам решать, какую пачку масла выбрать.
Ранее стало известно, что воронежское сливочное масло заняло 8% российского рынка. Это позволило региону встать на второе место в стране по производству этого продукта.