Взлёт, упадок и возрождение. Какими были 64 года воронежского троллейбуса

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

467
Вести Воронеж Анна Авдеева

Воронежский троллейбус в ноябре отметил день рождения. В 1960 году на линию вышли первые 10 машин. За 64 года это вид электротранспорт пережил и расцвет, и упадок, и получил шанс на новую жизнь. В рубрике «Архив» вспоминаем самые важные этапы.

6 ноября 1960 года в Воронеже торжественно открыли троллейбусное движение. Во дворе нового депо на улице Космонавтов собрались сотни людей. В основном, это те, кто строил и само здание для «рогатых», и контактные сети, и реконструировал улицы. Председатель исполкома горсовета депутатов перерезает красную ленточку и под аплодисменты в рейс выходит первый троллейбус МТБ-82 под управлением героя Советского Союза, лётчика-штурмовика Дмитрия Лебедева.

Начали всего с 10 машин, однако новый вид транспорта оказался настолько востребованным, что за полгода им воспользовались 4,5 млн пассажиров. К концу 1960 года в городе было проложено почти 20 км троллейбусных линий, курсировало 18 троллейбусов.

Вместе с ростом популярности этого вида транспорта становилось больше и маршрутов, и машин. Через несколько лет «рогатых» пустили и на левый берег – линия связала университет и улицу Героев Стратосферы через Чернавский мост.

В 1971 году под оркестр и аплодисменты воронежцев машины впервые отправляются по маршруту «Героев Стратосферы – Ленинский проспект – Новосибирская».

Тогда на улицах Воронежа уже появились передовые по тем временам машины ЗиУ-5. Одна из таких до сих пор стоит в депо как экспонат. Просторный салон, широкий проход между сидениями, большая задняя площадка.  Однако назвать комфортной эту модель нельзя. В ней не было печки, поэтому пассажирам и водителю приходилось зимой мёрзнуть.

В 80-х конкурентов в городе у троллейбуса не было. Все главные городские маршруты обслуживали именно «рогатые», автобусы курсировали по окраинам. Открыли второе депо на улице Хользунова и профилакторий для троллейбусов на улице Землячки.

Настроения изменились уже в 1986 году. Из-за забастовки «электротранспортников» на улицы не вышли троллейбусы и почти все трамваи, воронежцы утром массово опоздали на работу. Кстати, по закону «О трудовых конфликтах» тогда забастовки в сфере транспортного обслуживания были запрещены, но водители уверяли: иначе их не слышат.

– Первое требование – уход на пенсию женщинам с 50 лет, мужчинам с 55 лет. Квартирный вопрос, выделение квартир. Повышение тарифной ставки на 60% и доплата за абонементный талон. Отпуск 35 рабочих дней, – требовали они.

Тогда им пообещали немного поднять зарплаты, а также построить один многоквартирный дом в 1987 году, а другой – в 95-м. Однако уже в 90-х финансирование сократили, строительство линий остановилось, ремонтная база закрылась, имущество «Воронежэлектротранса» выставили на торги. Тогда спасать электротранспорт на улицы вышли уже воронежцы. Продолжили и в нулевых.

Во время акции «Похороны троллейбуса» активисты возлагали красные гвоздики к весьма «убитым» машинам и даже оставляли стаканчики, накрытые хлебом – ну все, как на могилах.

– Мне обидно за наш Воронеж. Город Воронеж не хочет видеть экологически чистый парк, где бы по городу скользили троллейбусы, трамваи, потому что за бесценок отдали, по цене трёхкомнатной квартиры трамвайный парк, сейчас отдали первое и второе депо, – говорил тогда директор ПАТП №7 Алексей Попов.

Депо на Космонавтов вернули в собственность города в 2008-м. И тогда началась эпоха возрождения троллейбусного движения в Воронеже. Закупали новые машины. В них более комфортные сиденья, обновлённое электронное оборудование и даже есть кондиционер.

Новые машины закупали и в 2015 году. Серьёзно обновили парк год назад, выкупив белгородские троллейбусы после закрытия там депо. Довольно свежие, хоть и бывшие в употреблении.

– По сравнению с тем, что было, это небо и земля. Они импульсивные, во-вторых, они скорость лучше набирают, в управлении лёгкие. Нет такого, что как раньше надрывались рулями, когда и стоя выворачивали. Здесь лёгким движением руки повороты любые, – рассказала водитель троллейбуса Ирина Санжарова.

Всего в Воронеже сейчас 35 машин, которые перевозят около 2 млн пассажиров в год. Обслуживают они всего два маршрута – №7 и 99. 11-ый временно прекратил работу на период строительства Остужевской развязки.