Реформа – в школы. Как в Воронежской области изменится преподавание точных наук

И что сейчас не так со знаниями школьников, абитуриентов и первокурсников.

Они падают в обморок при виде формул и умножают на 10 на калькуляторе. Выпускникам школ не хватает даже базовых знаний, умения учиться и думать, говорят в вузах. В итоге первый год высшего образования уходит на то, чтобы залатать прорехи в школьных знаниях. Согласны с этим на самом высоком уровне. Преподавание математики, физики, химии и биологии в школах уже в ближайшие годы ждёт реформа. Что изменится?

Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил на этой неделе «Комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года». К реализации приступят уже в следующем году. Чего хотят власти? Чтобы молодые люди поступали в профильные вузы с хорошими знаниями и приходили работать на российские предприятия достаточно квалифицированными – обозначил цель Михаил Мишустин. Пока это не так, и уже последние лет 20.

– Они приходят на первый курс, первые пары, и мы начинаем говорить о каких-то вещах, которые, как мы привыкли, они знают из школы, неравенство треугольников для модулей, например, а они не знают этого. Плохо сейчас с навыками устного счёта, возможно, какая-то невнимательность, потому что мало стали писать. У нас тема интегралы, нам нужно использовать формулу понижения степени, а они даже не знают, где она. То есть им нужно открывать большую шпаргалку с формулами и там где-то что-то выискивать, – говорит декан математического факультета ВГУ Мария Бурлуцкая.

А ведь все это – базовые знания. В итоге страдает и качество высшего образования. Но что не так со школьным? Эксперты называют несколько причин. Первая причина: нехватка учителей.

–  Педагогический состав школ оставляет желать лучшего, к сожалению, потому что долгие годы хорошие, интересные, креативные люди не шли в педагогику, даже если заканчивали педагогический вуз. Современная школа потеряла важную способность, которая была раньше – учить ребёнка мыслить, – объясняет директор частного учреждения дополнительного образования Наталия Домашова.

В школу выпускники педагогических вузов не рвутся и сейчас. Средний возраст воронежских учителей – около 50 лет. Молодых отпугивают скромные зарплаты, а попытки привлечь их миллионными грантами упираются в ограниченные возможности бюджета.

Вторая причина – учебники.

– Учебники всё-таки должны писать люди, которые работали в школе и видели живых детей, а не на картинке, и не в телевизоре, и не собственными воспоминаниями о школе питаются. Потому что ко многим учебникам есть претензии на предмет того, что темы изложены непоследовательно, нелогично, кусками, – говорит доцент медико-биологического факультета ВГУ Елена Калаева.

В итоге профильную математику, физику и химию школьники просто боятся выбирать для ЕГЭ, хотя именно таких абитуриентов особенно ждут в вузах – экономика остро нуждается в инженерных кадрах. Поэтому в вузах решили, что если нужны хорошо подготовленные первокурсники, лучше готовить их самим – и начали расширять число кружков и олимпиад.

– Мы работаем с седьмого, восьмого класса. У нас масса проектов со школами, где мы начинаем с ребятами работать через инженерные классы, через акселераторы профессиональных компетенций, через инженерную опору. У нас проекты с Sirius, с Orion, олимпиадное движение. У нас 32 кружка сейчас в школах открыто, около 1600 ребят учатся по акселерационной программе, запущенной вместе с Министерством образования и науки Воронежской области, – перечислил ректор ВГТУ Дмитрий Проскурин.

Чего же ждать от реформы? Она предполагает разработку новых образовательных стандартов и учебников, переподготовку и омоложение учительского состава, профориентацию школьников и увеличение числа специализированных классов.

Повышать квалификацию педагогов под новые требования в регионе уже готовы – в следующем году переобучение пройдут около 200 учителей математики, физики, химии и биологии. Работают и над вовлечением школьников в точные науки.

–  У нас в области сейчас увеличивается количество классов с углублённым изучением естественных наук и математики, реализуется проект акселератора персональных и профессиональных маршрутов. Если посмотреть, то у нас все направления, которые в нём есть, все инженерные. Таких детей в десятых и одиннадцатых классах в этом году 4,5 тысячи. Это больше на тысячу человек, чем в прошлом году, – рассказал исполняющий обязанности проректора Воронежского института развития образования Евгений Похващев.

И на них надежда, говорят в вузах. Искусственный интеллект нам, конечно, во многом поможет, но инженеров – никогда не заменит.