От Cyberpunk до стартапа. Как студент из Воронежа создал систему для бионических протезов

Сейчас разработку тестируют.

22-летний студент из Воронежа Павел Анучин и его друг Степан Чуйкин создали многоканальную систему управления для бионических протезов. Разработка помогает людям с протезами рук управлять ими быстрее через напряжение мышц, не используя дополнительные средства для смены жестов, например, приложения на телефоне. Об этом журналисту «Вести Воронеж» рассказал Павел во вторник, 21 января. О том, как хобби превратилось в настоящий стартап – в материале редакции.

Дистанционное обучение и Cyberpunk

В Воронеже Паша окончил школу №48 и поступил в Московский энергетический институт на направление «Информационная безопасность». После начал учиться в магистратуре, изучая радиотехнические системы. 

– Идея протеза пришла из игр Cyberpunk сеттинга – она форсилась ещё с 2018 года. Зимой 2020-го, когда был ковид, учёба и экзамены проводили в дистанционном формате. Тогда я жил в Воронеже и увлекался робототехникой. Однажды решил напечатать на 3D-принтере руку – чтобы управлять ею, я использовал камеру, которая фиксировала мои движения и дублировала их на руку. В то время подобные штуки были моим хобби, – рассказал Паша.

Начало разработки

Говоря об истоках, Павел отмечает, что всё началось по случайности. На втором курсе ему и Степану предложили заняться наукой и поработать на кафедре, а следом – поучаствовать в конкурсе, который предполагал грантовую поддержку. Задача состояла в том, чтобы показать разработку по медицине или робототехнике.

– Мы выбрали свой профиль – на стыке медицины и робототехники. Нам нужно было сделать комплекс для помощи людям с повреждениями опорно-двигательного аппарата. Это звучало очень размыто, – отметил Павел Анучин.

Тогда Паша и Стёпа начали обсуждать идеи – с руки, которую воронежец распечатал во время пандемии, началась тема протезов. После создания системы на основе миографов – студенты опробовали её на той самой 3D-модели.

– На конкурсе мы выкатили прототип нашей системы управления. Собрали устройство, которое позволяло определить, какие мышцы у человека, лишившегося руки, работают, а какие – нет. Изначально система должна была помогать врачам в отслеживании процесса реабилитации и его корректировании, – рассказал Павел.

Но организаторы конкурса рассчитывали получить от студентов несложный тренажёр, который помог бы людям в реабилитации. Например, металлический лабиринт с кольцом на ручке – такой требуется для восстановления моторики. Тогда парни не выиграли грант, но получили, по их словам, хороший фидбек – советы и рекомендации для дальнейшей работы над проектом.

Инвесторы и команда

После конкурса Павел и Степан начали обращаться в разные компании и кластеры. Они показывали наработки профессионалам, получали советы и улучшали проект. 

– Мы выиграли много разных программ. Пришли к тому, что у нас появилась узнаваемость среди медицинских проектов. Как итог – привлечённый раунд инвестиций, – поделился Паша. 

От идеи до реализации пилотного проекта ушло около трёх лет. За это время парни собрали вокруг себя команду, в которую вошли технический директор Клим Котельников, разработчик ПО Вячеслав Безруков и дизайнер Надежда Худякова. А Павел и Степан стали учредителями общества с ограниченной ответственностью.

– В команде семь бойцов. Это идейные и инициативные ребята, начавшие работать не для денег, а общей цели, – отметил Павел Анучин.

Пилотный проект

– Мы делаем многоканальную систему – это выгодно отличает нас от конкурентов, предлагающих двухканальные устройства. И это даёт пациентам вариативность – они могут делать сразу много жестов без необходимости в переключении между ними, а также нативно задействовать дополнительные моторизированные модули, например, ротацию (поворот кистей – прим. ред.) и флексию (наклоны кистей вверх и вниз – прим. ред.). При этом ему нужно просто напрячь мышцы, тогда система считает импульсы и начнёт двигать протез, – поделился Павел.

Сейчас разработка находится на стадии пилотного проекта, её тестирует человек, потерявший руку. После этой проверки команде дадут советы и рекомендации по улучшению устройства.

– Сейчас это почти коммерческий продукт. После пилота планируем выпустить малую серию – а дальше начнём развивать продукт, отвечающий всем потребностям нашего потенциального пользователя, – рассказал Павел.