Воронежец из Баку. Каким был и какое наследие оставил композитор Геннадий Ставонин
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
15 января 90 лет назад родился композитор Геннадий Ставонин. Его считают воронежским, несмотря на то, что сюда он приехал только в 1961 году. Композитору довелось поработать практически во всех театрах города. Мастер оставил огромное творческое наследие. В архиве «Вести Воронеж» сохранились кадры с ним. О творческом пути Геннадия Ставонина смотрите в рубрике «Архив».
На чёрно-белых кадрах мозговой штурм. Скорее всего, режиссёр одного из воронежских театров обсуждает с Геннадием Ставониным музыкальное сопровождение спектакля. И как будто сразу у композитора идеи переносятся на клавиши.
Фортепиано будущий композитор впервые увидел в пять лет. Его отцу-стахановцу инструмент подарили за трудовые заслуги. Он был токарем на заводе, но играл на многих народных инструментах и принимал активное участие в самодеятельности.
– Я даже могу вспомнить: я написал польку, вальс, ещё что-то, и вот с этими сочинениями меня отец повел к педагогу, он меня прослушал. Когда отец вышел после разговора с профессором, он сказал: «Ты принят на композиторское отделение в музыкальной школе», – вспоминал Геннадий Ставонин.
Это всё было еще в родном Баку, далее Геннадий Ставонин поступил в Ленинградскую консерваторию. После её успешного окончания по распределению композитор попал в Воронеж.
– Воронеж сразу принял Ставонина. Не случайно я сказала «принял». Дело в том, что он настолько был импульсивным, деятельным, активным человеком, что его, можно сказать, с распростёртыми объятиями встретили композиторы, который работали, жили в нашем городе. И в это время как раз восстанавливал свою работу Союз композиторов, воронежское отделение, – рассказал руководитель музыкально-литературного лектория Воронежской филармонии Валентина Головина.
Именно благодаря Геннадию Ставонину был восстановлен Союз композиторов Воронежа. Между тем, мастер работал над разными постановками во всех театрах нашего города: оперы и балета, ТЮЗе, театре драмы и даже кукольном. Все режиссёры работали с ним с удовольствием. Особую любовь композитор питал к истории. Прежде, чем подступиться к своей первой опере «Олеко Дундич», долго и кропотливо изучал материалы.
– Это была моя давнишняя мечта, и как-то я долго не решался к ней подступиться, но, приехав в Воронеж, я интересовался историей города, его революционным прошлым. Раньше я тоже читал об Олеко Дундиче, видел фильмы, но что он станет моим первым героем в оперном жанре – это я даже и не думал. Первая трудность возникла сразу – это найти себе друга-соратника либреттиста. Долго не мог я его найти, но так как время уходит, а работать появилась большая потребность, я сам стал с перепугу писать либретто, – рассказывал Геннадий Ставонин.
– Композиторы, которые имеют всесветную славу, например, Ян Сибелиус, или Эдвард Григ, или Йоганнес Брамс, даже не подошли к опере. Не подошли. А у него две оперы написаны, – отметил профессор, искусствовед Бронислав Табачников.
Вторая – «Виват, Россия!» – была написана к 400-летию Воронежа. К другой дате – 350-летию со дня рождения Петра I – её снова поставили не только в театре оперы и балета, но и показали постановку на Адмиралтейской площади с использованием современных лазерных эффектов, с яркими костюмами петровской эпохи и современными декорациями.
– Это было событие для Воронежа. Опера «Олеко Дундич» или «Виват, Россия!» – это было событие. Приезжал петербургский режиссёр, ставил эти оперы, театр очень серьезно отнёсся к постановке этих опер, было много публики, – напомнил Бронислав Табачников.
Отдельное место в творчестве Ставонина занимают симфонии. Вот как об одной из них отзывается нынешний художественный руководитель Академического симфонического оркестра Владимир Вербицкий: «Наш оркестр всегда с большим удовольствием, и я бы сказал даже с энтузиазмом исполняет произведения Ставонина. В последний раз мы встретились с его крупным произведением четвёртой симфонией «Русь». Это очень интересное, талантливое, сложное и яркое сочинение. В прошлом году в октябре наш оркестр ездил с творческим отчетом в Москву, и наш выбор пал на это сочинение неслучайно. Это произведение было очень тепло принято московской публикой».
За свою творческую жизнь мастер написал семь симфоний, две оперы и две оперетты, симфонию-балет, кантаты, камерные произведения, создал множество обработок русских народных песен.
В архиве «Вести Воронеж» много кадров, снятых у композитора дома. В основном звук на них не сохранился. Но видно, что атмосфера царит спокойная и приятная. Вся семья в сборе, за инструментом – сам Геннадий Ставонин, а потом свои навыки демонстрируют и дочери.
На более ранних кадрах композитор даже аккомпанирует старшей.