Достояние региона. Каким искусством занимаются воронежские мастера

Таких специалистов чуть больше 70.

Кто-то вышивает расписные ковры в традиционном стиле Воронежской губернии, другие знают особенности росписи карачунской игрушки и необычной воронежской матрёшки. Таких мастеров – единицы, и они – достояние региона. В прошлом году, например, официальный статус народного мастера получили всего три жителя области, а сейчас идёт приём заявок на этот год. Всего в области таких специалистов чуть больше 70. И многим из них просто некому передать свой опыт и мастерство. Какие ремёсла в регионе сейчас на грани исчезновения, а какие имеют шанс на возрождение – в сюжете «Вести Воронеж».

Петля за петлёй, всё чётко по схеме – каким по счёту станет этот ковёр Мария Новичихина сказать не может – никогда не считала. Но за 30 лет их создано больше сотни. Сейчас она уникальный мастер для региона – единственная, кто занимается ковроткачеством. Признаётся, что в её ремесле нет ничего сложного – научилась за три месяца. 

– Я смотрю на рисунок и считаю, сколько мне нужно клеточек. Вот видите – две, вот больше. Сколько на рисунке, столько я и ставлю. Вот здесь например такого цвета – я ставлю такого цвета, – рассказывает Мария Новичихина.

Недавно Мария Митрофановна нашла ученицу, чтобы передать ей свой опыт. И хотя любимое дело оставлять не хочет, из-за возраста сделать это когда-то придётся. 

А это ремесло стараются возродить два мастера – Галина Котельникова и её ученица Людмила Дедова. Из глины лепят карачунские игрушки и посуду. Раньше они были одной из визитных карточек Воронежской губернии. Сейчас мастерицы стараются возродить былую славу.

– Чтобы в современной жизни это кому-то стало нужно – как делаются изделия, которые для современного мира актуальны, своевременны. Поэтому я стала делать светильники, сосуды необычные, переработав старые формы, – говорит Людмила Дедова.

Традиционная карачунская игрушка, как правило, в форме птиц, козлов, коней и других животных – причём их не расписывали. Иногда можно увидеть лишь зелёное напыление – оно появлялось из-за глазури, которой покрывали изделия. Сейчас её заменяют безопасными составами.

– Если кувшин вы когда-нибудь видели, на внешней стороне он терракотовый, а внутри блестящий. Это просто экономия была – они её смазывали мазутом, посыпали свинцом. Поэтому в крапинку он вон там, – рассказывает Галина Котельникова.

В их мастерской – целая коллекция старых изделий, которые Людмила и Галина нашли в Карачуне – макитры, и корчаги, печные трубы, игрушки. За ними мастерицы и в воду ныряли, искали их в старых зданиях, откапывали. Есть в коллекции и семейные реликвии. Что-то осталось в наследство от бабушки Людмилы. 

– Моя бабушка, которая в Карачуне работала учителем, ходила туда, проводила уроки. Возможно, она когда-то просто для своих нужд это приобрела – вот эту корчагу, которая теперь у меня в коллекции, – говорит Людмила Дедова.

Ковроткачество и карачунская игрушка с уходом этих мастеров рискуют стать исключительно музейными экспонатами. А вот создание народного костюма, наоборот, сейчас переживает расцвет. Причём в самых разных формах. Появляется всё больше мастеров, которые шьют их, добавляют элементы в современную одежду. А Елена Фирсова в воронежские юбки и сарафаны наряжает матрешек. Воронежская матрешка – в виде яйца и обязательно в платке. 

– Основные элементы одни и те же – цветок, потом есть у нас огурец. Основные цвета – зелёные листья, белый цветок, белый контур, синий внутри, – делится Елена Фирсова.

Мастерица рассказывает, что только кисть держать правильно училась почти год. Материалы закупает сама, матрёшек продает на фестивалях. 

– У меня не цель продать их, у меня цель – рассказать людям. Я стала рассказывать внучкам, правнучкам, я стала писать сказки, – рассказывает Елена Фирсова.

Сейчас в Воронежской области 71 народный мастер – это официальный статус. Они сохраняют и развивают 15 видов ремёсел.

– Традиции художественных ремёсел Воронежской области популяризируются у нас в большей степени через проведение крупномасштабных фестивалей, конкурсов, выставок. Также популяризируется через проведение ремёсленных мастер-классов, мастер-шоу, – говорит методист отдела фольклора и ремесел Воронежского областного центра народного творчества и кино Елена Малая.

Многие вымирающие ремёсла сохраняются в формате мастер-классов. На них мастера стараются рассказывать не только о популярной дымковской, но и нашей карачунской игрушке. Так она становится узнаваема. Однако найти преемников, которым можно будет передать все секреты своего ремесла и сохранить его Галине и Людмиле пока не удалось.