100 лет воронежской сказке. Как появился и развивался кукольный театр
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Воронежский кукольный театр в 2025 году отмечает вековой юбилей. Театр – это не только сказочное здание на проспекте Революции, это целый волшебный мир, который стараются делать понятным и интересным не только для детей, но и для взрослых. Об истории кукольного – в рубрике «Архив».
Воронежский кукольный театр был основан в 1925 году. Первые несколько лет он работал на базе главного корпуса Воронежского госуниверситета. В 30-х переехал в здание Молодого театра, оно было разрушено немцами во время войны. В 1944-ом театр возобновил работу в неприспособленном здании на Никитинской, затем – в театре имени Кольцова. А в 60-е труппа переехала на третий этаж кинотеатра «Юность».
В 70-х главным режиссером стал Игорь Лукин. В это время театр активно гастролировал: Рязань, Саратов, Липецк, Курск, Брянск, Киев. В нашем архиве сохранились кадры выступления перед иностранными студентами. Так молодежь разных стран и континентов погружали в русскую культуру.
– Мне кажется, что эти дружеские наши встречи, это общение, даёт очень многое. С одной стороны, мы узнаем о традициях, о жизни, о быте народов других стран, и это помогает нам в нашем творчестве, с другой стороны, мы показываем студентам спектакли, чаще всего русские сказки, наш национальный фольклор, и таким образом мы помогаем им в овладении русским языком, – говорил художественный руководитель Воронежского кукольного театра в 1969-1985 годах Игорь Лукин.
Своё здание в центре города театр обрел только 40 лет назад. Коллектив архитекторов за уникальные решения даже получил государственную премию. Однако стройка началась, что называется, втайне от Москвы. Дело в том, что в начале 80-х в СССР действовал правительственный запрет на возведение объектов, как тогда говорили, соцкультбыта. Замораживали даже уже начатые стройки.
Так что рассчитывать на финансирование не приходилось, и возводить театр начали так называемым методом народной стройки, за счёт предприятий города.
Для такого потрясающего здания искали не менее звёздного художественного руководителя. Таким стал Валерий Вольховский, его имя носит театр с 2009 года.
– Труппа ждала именно Вольховского, потому что знали, что его надо заинтересовать, что он нам нужен. И его два раза уговаривали, два года. Он сюда не ехал, первый раз. Мы сначала приехали в 1986 году, поставили спектакль «Процесс над Жанной д'Арк», а потом поставили «Буку», а потом в 1987 они приехали с Луценко поставили «Белоснежку», – рассказал заслуженный художник России Александр Ечеин.
Театру Вольховский посвящал буквально всё время и силы, на такую же отдачу рассчитывал и от труппы. С каждым актёром очень подробно прорабатывал роль. Был требовательным и никогда не хвалил. Несмотря на это, коллеги говорят о своём режиссёре как о лучшем наставнике.
С приходом Вольховского театр кукол вышел на иной художественный уровень. В частности, такие спектакли как «Процесс над Жанной д'Арк», «Маленький принц», «Мёртвые души», «Из жизни насекомых», «Озёрный мальчик» высоко оценены искусствоведами и экспертами отечественного искусства играющих кукол. Особенно часто зрители отмечают, что постановки интересны как детям, так и взрослым.
– Для меня этот театр – способ, может быть, жизни, способ познания самого себя, и я могу здесь выразить себя, я могу сказать о своих болях. Я не могу и мне не хочется ставить весёленькие спектакли. Мы пытаемся сделать проблемный театр, пытаемся сделать социальный театр, острый театр, – рассказывал Валерий Вольховский.
Валерий Вольховский отдал воронежскому кукольному 16 лет. За это время он сформировал талантливую труппу, собрал яркий репертуар для театра и прославил его на весь мир.
Впрочем, после его ухода театр не сник. Коллектив выпускает премьеры, пробует новые форматы, так, в репертуаре появились два уличных спектакля, которые стали украшением городских мероприятий и фестивалей России. Также здесь внедряют инклюзивную программу – создают постановки для детей с особенностями здоровья. Воронежский кукольный театр во все времена остается местом, где царит особая, сказочная атмосфера, к подготовке которой подходят совершенно серьёзно.