Новая жизнь одряхлевшего Девичка. Воронежцы решили вдохнуть жизнь в старый квартал

В работе примут участие местные жители и эксперты.

395
Вести Воронеж

Фото: Вести Воронеж

С 13 по 16 марта в Воронеже пройдет «Лаборатория культурной активации «Девичок». Это четырёхдневный коллективный мозговой штурм для активных воронежцев, которым предстоит исследовать историю и пространство квартала, выявить его уникальность и сформировать стратегические векторы развития. Глобальная цель – сделать старинный район не заповедником старины, а современным, модным и привлекательным для горожан и бизнеса местом. 

Идея запустить на старинные улочки не только пешие экскурсии, но и другие творческие активности, пришла сразу нескольким воронежцам. В мае 2024 года три активистки: Алла Романюк, Анна Куранда и Наталья Зубкова ради эксперимента позвали фотографов любителей на прогулку по району, назвав ее «Фотопикничком». В день события выяснилось, что любителей Девичка больше, чем казалось. Из «Фотопикничка» получилась целая выставка на форуме «Зодчество ВРН».

Параллельно общественники писали письма чиновникам, пытаясь разобраться, как можно благоустроить район, улучшить ситуацию с контейнерными площадками и провести стрит-арт фестиваль, на котором можно было бы украсить облупленные стены квартала красивыми граффити.

В конце 2024 года проект по «окультуриванию» и осмыслению исторического наследия поддержал Президентский Фонд культурных инициатив. Грант позволил пригласить в Воронеж ведущих экспертов по экономике наследия со всей России собраться в столице Черноземья и вместе с воронежцами заняться социокультурным проектированием будущего Девичка.

Кто эти эксперты

Помогать и направлять в Воронеж приедут эксперты со всей страны. Всех их объединяет опыт соучаствующего проектирования, реновации исторических мест силами общественников и бизнесменов, запуск туристических и культурных проектов на основе исторического контекста.

Один из них – президент делового клуба «Наследие и экономика» Дмитрий Ойнас.

– Сегодня осмысление исторического наследия и наделение его новыми смыслами стало обычной практикой. Старинные здания – это просто кирпичи и брёвна. Не стены имеют значение, а то, что в них происходило, события, люди и факты с ними связанные.  Дома имеют значение только в контексте жизни людей. При этом совсем не обязательно объект должен быть связан с каким-то глобальным событием или большой исторической фигурой. Самые эффективные проекты создаются на совершенно простых вещах. Люди лучше понимают то, что близко им. То, что они могут пощупать руками, пережить, осознать на житейском, обывательском уровне, – рассказал Дмитрий Ойнас.

За плечами у эксперта десятки проектов по созданию бизнеса вокруг историй из прошлого в России и в Европе. Самый известный – «коломенское экономическое чудо», создание Музея истории «Коломенская пастила».

Как в других городах

К возрождению и переосмыслению старинных зданий имеет отношение и куратор трека «Культура и арт-события». Елена Филиппова сегодня занимается развитием проекта «Фабрика 1830», арт-квартала на территории легендарной Балашихинской хлопкопрядильной мануфактуры. Она вместе с коллегами стоит у истоков новейшей истории дизайн-завода «Флакон». В цехах бывшего хрустально-стекольного завода Дютфуа. Полуживое здание выкупили энтузиасты и открыли в нем креативный кластер. Сегодня «Флакон» - одно из самых модных мест для дизайнеров и художников в Москве, а его создатели написали книгу «Сносить нельзя ревитализировать. Руководство по созданию креативного кластера».

Как можно изменить жизнь старого квартала, обсудят на форуме «Зодчество ВРН».