Сергей Лукин обсудил развитие лифтовой отрасли на заседании Комитета Совета Федерации
В мероприятии участвовали представители ключевых министерств и ведомств.
Фото: Архив
Сенатор Сергей Лукин принял участие в заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в формате видеоконференции. Оно прошло 24 апреля в Москве. Основной темой встречи стало подведение промежуточных итогов реализации Плана мероприятий по развитию лифтовой отрасли в России, утвержденного в ноябре 2024 года.
В мероприятии участвовали представители ключевых министерств и ведомств: Минпромторга, Минстроя, Минфина, Минэкономразвития России, Федеральной службы по аккредитации, Ростехнадзора, Фонда развития территорий, АО «ДОМ.РФ», органов власти субъектов РФ.
По словам Сергея Лукина, проблемы лифтовой отрасли сегодня особенно актуальны. По данным Минстроя, в России 59 тыс. лифтов уже выработали назначенный срок службы, а к 2030 году эта цифра достигнет 110 тысяч. Основные причины сложившейся ситуации связаны с низкими темпами сбора средств регионами на капремонт, срывами аукционов (в 2024 году, к примеру, не состоялись торги на замену 4 тыс. лифтов, это в 4 раза больше, чем в 2022–2023 гг.). Кроме того, высокая ключевая ставка ЦБ, недостаточное авансирование (0–30%) со стороны фондов капремонта никак не способствуют решению проблемы.
Сергей Лукин добавил, что среди причин пробуксовки можно назвать и долгие рассрочки платежей (до 5 лет), которые делают проекты непривлекательными для бизнеса. При этом российские заводы (Щербинский лифтостроительный, «Евролифтмаш», «Мослифт» и др.), способные выпускать до 50 тыс. лифтов в год, загружены менее чем на 50% свой реальной мощности.
Для решения проблемы Минпромторг и «ДОМ.РФ» разработали механизм льготного факторинга, который позволит снизить финансовую нагрузку на производителей лифтов, увеличить темпы замены оборудования на 2 тыс. лифтов в год, экономить до 1 млн руб. на одном лифте (при средней стоимости 3,8 млн руб.).
Обсуждая проблему в масштабах страны, Сергей Лукин напомнил ситуацию по Воронежской области. Он отметил, что в 2024 году в регионе было заменено 655 лифтов в 208 домах. В 2025 году предусмотрена замена 350 лифтов в 90 домах, формирующих взносы на капитальный ремонт на счете регионального оператора. В текущем году будет полностью завершена замена лифтов с истекшим сроком эксплуатации в домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счёте регионального оператора. Также предусмотрено выполнение работ по замене 1084 лифтов в 256 домах, формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах. Общая плановая стоимость работ по текущим ценам составляет 4 млрд 331 млн рублей.
– Однако без федеральной поддержки, особенно в условиях высокой ключевой ставки, регион не справится с нарастающей нагрузкой. Причём это касается не только нашего региона, но и всех субъектов Российской Федерации, которые сталкиваются с аналогичными проблемами, - подчеркнул сенатор.
В ходе обсуждения участники совещания также рассмотрели вариант обязательного авансирования в размере 80% от стоимости контракта. Однако Минстрой предупредил, что это может замедлить замену лифтов в регионах с низким наполнением фондов капремонта.
Итогом заседания стало решение активизировать работу по льготному факторингу как наиболее эффективному механизму в текущих экономических условиях.
– Проблема изношенных лифтов требует системного подхода и господдержки. Реализация «дорожной карты» должна не только улучшить качество жизни граждан, но и дать импульс российской промышленности, обеспечив загрузку отечественных предприятий, – подчеркнул Сергей Лукин.
Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) принял решение продлить срок замены опасных лифтов в странах Таможенного союза до 15 февраля 2030 года. Исключение составил Казахстан, который должен завершить модернизацию в первоначально установленные сроки.
Первоначально требование о замене лифтов, выработавших свой ресурс, должно было быть выполнено до 15 февраля 2025 года. Однако большинство стран ЕАЭС, включая Россию, столкнулись с нехваткой финансирования, логистическими сложностями и неготовностью инфраструктуры.
До 2030 года необходимо заменить лифты с истёкшим сроком эксплуатации (сейчас их около 59 тыс., а к 2030 году износ может достичь 110 тыс.). Продление сроков даёт России время на развитие льготного финансирования и ускорение программ капремонта.