Объем смытого черноземья в Воронежской области с каждым годом увеличивается

Почти полвека ведет Владимир Паршиков фотосъемку почвы с высоты птичьего полета. Никакая самая точная топографическая карта не сможет рассказать о земле лучше, чем аэрофотоснимок, - считает он. Полученные за годы работы данные, Владимир Петрович объединил в науку - "ЗемлеВИДЕНИЕ", которую сам и придумал. Сейчас делится знаниями с юными любителями природы в межшкольном центре "Экология".
Маргарита Караулова, ученица: "Мне небезразлична судьба региона и России в целом. А сейчас у нас мало времени и денег выделяется на охрану природы, восстановление наших черноземов".
Основной бич черноземов - водная эрозия. Объем смытых земель с каждым годом увеличивается. Одно только хозяйство Верхнемамонского района за последние 16 лет потеряло 1000 га качественной земли.
Владимир Паршиков, кандидат с/х наук, доцент: "Картинка, которая открылась сверху, оказалась страшной. На месте былых черноземов мы увидели во многих случаях "шахматную доску". Когда ты летишь час, два, не выключая камеры, и не можешь найти нормального черного плодородного почвенного покрова".
Процесс смыва черноземов практически необратим. Чтобы создать слой почвы толщиной 1 см природе требуется от 100 до 300 лет.
Николай Покидько, директор Центрально-Черноземного государственного института по землеустройству: "Самое главное - хотя бы предотвратить дальнейший смыв почв. А меры такие: правильные севообороты, с оптимальным сочетанием посевных культур, с недопущением пропашных культур. И еще Докучаевым были выработаны комплексные меры борьбы с эрозией почв".
В среднем, 2 района области в год должны проходить детальное почвенное обследование. Для этого требуется 10 млн. рублей. Выделяется в лучшем случае - десятая часть. Обследование необходимо для кадастровой оценки земли. Иначе, опираясь на характеристики двадцатилетней давности, покупатель рискует приобрести "кота в мешке" - считает Владимир Паршиков.
Владимир Паршиков:
"Земля - войны минувшей дитя.
Она ни пенсии не просит, ни награды.
Она своих не залечила ран.
Мы просто ей их залечить не дали".
Пока не признанная наука и официальная сходятся в одном: если не прекратить неразумное использование чернозёма, Воронежская область останется без своего главного достояния.