Предприятия области не справляются с переработкой сахарной свеклы

Сахарной свеклы в Воронежской области убрано уже 57%. Но, теперь с урожаем возникают проблемы другого характера. Уже выявлены случаи обмана поставщиков свеклы при приемке урожая сахарными заводами. Занижается сахаристость, завышается наличие посторонних включений. По этим фактам возбуждены уголовные дела. Из собранного урожая переработана только четвертая часть. Некоторые предприятия просто не справляются с объемом поставок. Областной лидер по переработке - Лискинский сахарный завод. Но недавно его руководство обратилось в сельхозуправление Острогожского района Воронежской области с просьбой временно прекратить копку свёклы. А это, если погода испортится, означает гибель всего урожая.
Уборка сахарной свёклы на большей части угодий агрофирмы "Тихая Сосна" уже закончена. На территории Острогожского района это - одно из самых крупных и наиболее успешных сельхозпредприятий. Урожайность - от 300 до 400 центнеров с гектара, почти в полтора раза выше прошлогодних результатов. Тем не менее директор Юрий Савченко особой радости не испытывает. По его словам, выручить хорошие деньги за урожай в этом году не получится.
Юрий Савченко, директор агрофирмы "Тихая Сосна": "30% сахарный завод берёт за переработку, 5% потери на производстве, 12% - скидка на загрязнённость. Нам остаётся 50% выращенного урожая - это условия не самые лучшие".
"Тихая Сосна", как, впрочем, и подавляющее большинство хозяйств района, свёклу перерабатывает на Лискинском сахарном заводе. Своим транспортом её возить туда не выгодно - слишком далеко. Собранный урожай сперва доставляется на Острогожский свеклоприёмный пункт. Сюда же везут не только из соседних Каменки и Репьёвки, но даже из Белгородской области и Россоши, до которой без малого 60 километров. В день поступает до 4 тысяч тонн сахарной свёклы. На завод по железной дороге отправляется не больше тысячи.
Евгений Чеботарёв, директор Острогожского свеклопункта: "Если посмотреть, как работает железнодорожный транспорт, то локомотивы используются на вывозку зерна и металла. Здесь вопрос в первую очередь надо поставить, чтобы обратить внимание, что в первую очередь вывезти, чтобы продукция, выращенная таким трудом, шла на сахарный завод".
На свеклоприёмном пункте уже скопилось порядка 16 тысяч тонн. Кагаты переполнены. Из-за высокой температуры воздуха свёкла уже начинает портиться, или, как ещё говорят в простонародье, гореть. Чтобы этого не допустить, нужно как можно быстрее транспортировать её на переработку. Тем временем руководство сахарного завода обратилось в сельхозуправление Острогожского района с просьбой копку свёклы временно прекратить. Такого оборота здесь не ожидали.
Иван Ломов, заместитель начальника Управления сельского хозяйства Острогожского района: "Мы не успели развернуться. Только убрали 35% только пустили в ход комбайны, и что значит остановиться, потом начинать сложно. Если бы для производителя гарантирована погода до ноября - ничего бы не потерял. А если через неделю пойдут дожди? Выращен такой отличный урожай. Мы его можем оставить в земле".
Между тем сахарный завод просто не успевает перерабатывать без потерь тот объём сельхозпродукции, который сюда поступает. Размеры бетонного кагатного поля позволяет принять не более 60 тысяч тонн. На данный момент завод уже принял 150 тысяч тонн, из них переработано лишь около 70-ти. Свёклу вынуждены выгружать прямо на грунт. Однако в таком виде она хранится не долго. Отсюда высокие требования к её качеству. Не кондиция, которой являются даже необрезанные корни, по словам специалистов, начинает гнить в первую очередь.
Джамбул Жуазбеков, главный инженер ОАО "Лиски-сахар": "Сейчас интенсивность потерь сахарозы в 3 раза больше, чем октябре-ноябре. Учитывая рыночные реалии, мы не можем позволить себе терять. Понимаем, что это решение не очень популярное, ищем решение, которое удовлетворит как сахарников, так и сахаропроизводителей".
Главный Инженер Джамбул Жуазбеков говорит, что в 99 году уже была подобная ситуация. Тогда завод пошел на уступки и в результате потерял около 20 тысяч тонн свёклы. Сегодня уступать никто н хочет. Тем не менее, несмотря на разные интересы, производители и переработчики всё же смогли прийти к компромиссу.
На совещании, которое состоялось на днях здесь, в Лисках, стороны договорились, в частности, о следующем: завод будет принимать острогожскую свёклу, но только с приёмного пункта, которому, в свою очередь, придётся отказать как белгородцам, так и прочим заезжим поставщикам.