< >

Исполнилось 100 лет со дня рождения гениального конструктора Семена Косберга

Вести Воронеж 1950
Исполнилось 100 лет со дня рождения гениального конструктора Семена Косберга

14 октября вся научная общественность страны отмечает столетний юбилей основателя и первого генерального конструктора воронежского КБ "Химавтоматики" Семена Косберга.

Можно смело сказать, что дорогу в космос Гагарину открыл именно Семён Ариевич Косберг.

Александр Голубев, бывший первый заместитель главного конструктора КБХА: "Помню как я его увидел. Во-первых, он был молодой, ну что 38 лет, и в нём кипела энергия. Я посмотрел, судя вот по его хватке, по обстановке, что это действительно руководитель которого нужно уважать. Люди, ну вот просто под его руководством всё могли сделать".

В 1903 году в городе Слуцке в семье кузнеца-кустаря родился сын Семён. От отца он и унаследовал любовь к технике. Маленький Семён мог часами наблюдать, как умелые руки отца вдыхали жизнь в металл. Он не понаслышке знал, что такое тяжёлый физический труд, возможно, поэтому его так любили простые рабочие.

Виктор Гусаров, слесарь КБХА: "Семён Ариевич был такой конструктор смелый, энергичный и когда приходил в цеха, там что-то, где-то, у кого-то не получается, он сам становился к станку или верстаку, показывал, что как надо делать".

В 41-ом Косберга назначают главным конструктором ОКБ, перед которым была поставлена задача улучшения боевой авиационной техники. За короткий срок КБ Косберга создало агрегат непосредственного впрыска топлива для авиационных моторов. Это изобретение позволило существенно улучшить лётные качества советских истребителей и обеспечило им преимущество в воздушных боях над лучшими немецкими самолётами: "Фокке-Вульф-190" и "Мессершмитт-109".

Александр Голубев, бывший первый заместитель главного конструктора КБХА: "Мы сразу сократили число потерь и лётчиков, и материальной части - самолётов. Кроме того, сразу появилась уверенность у наших боевых лётчиков, что их техник не подведёт, что они сильнее немцев и явно это придало силы, уверенности и мы больше получили наших побед".

В начале 50-х годов ряд ОКБ авиационной промышленности прекратил своё существование. Косберг понимал, что для дальнейшего существования и развития руководимого им ОКБ необходимо осваивать новую тематику. Предприятие приступило к разработке жидкостных реактивных двигателей.

Юрий Гарманов, ветеран КБХА, бывший ведущий конструктор: "Косберг был не кабинетным главным конструктором. Его можно было увидеть и в конструкторском отделе, и в цехе у станка, и около испытательного стенда. И повсюду он своей бодростью заражал окружающих работников. Он вовремя мог подсказать решение вопроса и пошутить, если было очень тяжело".

Успехи руководимого Косбергом КБ заметил Королёв и предложил участие в космической программе. Семён Ариевич не боялся спорить с именитым конструктором. По собственной инициативе он решил изменить конструкцию камеры сгорания ракетного двигателя для космического корабля Юрия Гагарина.

Александр Голубев, бывший первый заместитель главного конструктора КБХА: "Вызвало недовольство у двигателистов Королёва, и ревность в том числе. Но, однако, разобравшись, С. П. Королёв оценил по достоинству, что эта камера лучше, двигателю будет с ней лучше, и принял решение камеру поставить нашей разработки, нашего производства".

Жизнь конструктора оборвалась по нелепой случайности. В конце 1964 года возвращаясь из командировки Косберг попал в автомобильную аварию, а спустя несколько дней его не стало. Именем Косберга назван один из лунных кратеров.

Смерть Косберга стала для работников КБХА настоящей трагедией. Его первый заместитель, не стесняясь своих чувств, говорил врачам: "Почему вы такие бессильные, почему у вас такая примитивная аппаратура". А через несколько месяцев КБХА приступило к выпуску медицинского оборудования.

Теги:

КБХА

Читайте также