Рукодельница из воронежской глубинки пополняет коллекцию школьного музея

Рукодельница Екатерина Ивановна Куликовская является подлинным хранителем народных традиций. Несмотря на почтенный возраст, она трудится не покладая рук: пополняет коллекцию школьного музея народного костюма, и даже может починить древний ткацкий стан.
У бабы Кати каких видов русских народных костюмов только нет. Весь шкаф забит ими. Надевает их пожилая женщина в последнее время редко. Возраст берет свое. Показать, на что способны ее руки, согласилась не раздумывая. Все, говорит, началось с замужества. Новая семья сделала из нее рукодельницу.
Екатерина Куликовская: "Я ходила и в штанах, и всякая ходила, а тады пришла в это село, уже в семье снимай эти штаны, не надевай. Начала русский убор. Они шьют, я сабе, они шьют, я сабе".
В Пузево Воронежской области таких мастериц раз-два и обчелся. А любителей народной одежды среди селян много. Приходят люди к бабе Кате с заказами - сшить паневу, сделать бусы или украсить фартук. А в последнее время ее постоянными клиентами стали артисты местного клуба.
Екатерина Куликовская: "Придут, дай то, дай другое, дай кичку. Вот кичка еще есть, кокошник, рубаху дай и эти просили (бусы), надевали. Ну дашь, давала и они нехай не обижаются, всем давала, а этот берегу убор".
Внесла свою лепту Екатерина Ивановна и в оформление школьного музея. На этих манекенах - плоды ее труда. Раньше здесь был представлен только женский костюм. Баба Катя настояла, чтоб обязательно появился и мужской. Из дома принесла сюда рубаху, пояс и фуражку мужа. Школа раздобыла где-то остатки от ткацкого станка. 80-летняя бабуля быстро разобралась в этом мудреном механизме и довела его до ума.
Тамара Седых, директор школы: "Это все сделано, восстановлено, вернее, ее руками. Сейчас очень мало у нас осталось жителей, которые могут это все восстановить и хотя бы рассказать детям как это, принцип действия вот этого ткацкого станка".
Ткацкий стан сохранился и у бабы Кати. Работая на нем, в молодости она украшала дом красочными дорожками.
За долгую жизнь удалось этой женщине всякое повидать и многому научиться. Успевала и в колхозе свекловичную бригаду возглавлять, и дома стегать одеяла, вышивать полотенца, вязать, шить и ткать. Дел у нее непочатый край, да вот силы уже не те.
Екатерина Куликовская: "А если доживу, буду копаться, люблю. И манист не доделанный есть, его надо доделать, есть дела и буду делать".
Сейчас самое время реализовать все свои умения, говорит бабушка Катя, ведь материала и украшений в магазинах полным-полно. Не то, что прежде. Сетует она на то, что интерес к ее ремеслу чисто визуально проявляют многие, а вот желающих самим постичь секреты мастерства пока не находится.