Часть I: "Кровные деньги"

Стеснительность у доноров в крови. Интервью приходится брать набегу. Валерий рассказывает, раньше сдавать боялся. Стал донором, чтобы спасти 3-летнего мальчика. Сейчас пристрастился.
Корреспондент: "Ну, вы в принципе, это делаете ради денег?"
Валерий, донор: "Иногда ради денег┘"
Корреспондент: "А вы работаете?"
Валерий: "Сейчас устраиваюсь┘временно не работаю".
Корреспондент: "Безработный, т. е. сейчас из-за денег?"
Валерий: "Ну, мне за комиссию надо платить, вот я пошел, заработал".
Бескорыстность - не поощряется. Не брать у государства деньги, как ни странно, трудно - это бумажная волокита. Рассказывают, последний раз такие порывы были после теракта в Беслане. Обычно никто не отказывается, скорее, наоборот.
Отец Виктор, руководитель отдела епархиального управления по взаимодействию с органами здравоохранения: "Если человек будет руководствоваться именно этим принципом, то Бог не будет помогать ему, в данном случае, спасать свою душу. Хотя может быть он другим поможет, но себе точно повредит".
От плазмы доход 600 рублей, кровь стоит - 200. В пересчете во всем организме всего - 2,5 тысячи рублей. Сдавать можно не чаще двух раз в месяц. Правда, отследить число походов трудно - в каждой больнице своя система учета.
Валерий Сулин, доцент кафедры физиологии человека и животных ВГУ: "В принципе он может сдавать и чаще, но, естественно, в общем-то, наверное, будут какие-то последствия для здоровья происходить. И не всегда будет полноценно происходить восстановление системы крови".
В советские времена для восстановления угощали стаканом красного вина или плиткой шоколада. Была в Союзе и единая денежная такса - рубль тридцать пять за 100 мл. Теперь в каждом регионе собственный прайс - лист. Размеры выплат для воронежцев диктует рынок - продуктовый. Кроме того, донорам - отпуска в летнее время, путевки в санатории, надбавки к стипендиям. Владимиру Мануковскому - льготы в ассортименте - сдает кровь уже четверть века.
Владимир Мануковский, почетный донор РФ: "У нас донорство что-то не одобряется. На любом предприятии, вот я сдаю 2 раза в месяц - они косо смотрят. Хотя я не отдыхаю - два дня положено - вот я сейчас сдам и пойду на работу".
Постоянство у доноров - черта вынужденная. Спустя десятилетия не возможно остановиться - физиологически. Начнутся проблемы со здоровьем. В области сейчас более 3000 почетных доноров. Среди них два поколения семьи Ольги Дорофеевой. Сама медсестра, как и многие ее коллеги - живой резерв.
Ольга Дорофеева, операционная медсестра: "Поступила женщина с кровотечением в центр. И нужно было срочно сделать лейко-тромбо массу, которая переливается в течение 4-х часов сразу. Поэтому меня попросили, и я была готова сдать эту кровь, Т.е. вот такие у нас бывают производственные необходимости".
Для непроверенных временем - медицинское обследование и предварительные анализы обязательно. Прочие сведения - из анкеты. Честность донора гарантируют две статьи уголовного кодекса. Обманщик рискует минимум - 145.000 рублей, а то и 8-ю годами. Тем не менее, недостатка в донорах нет. А саму по себе "чистую" кровь уже давно никому не переливают.