Хреновская школа наездников остаётся уникальной

Об орловском рысаке говорят - конь и в подводу, и под воеводу. В отличие от арабских скакунов, которых, кстати, тоже разводят здесь, на Хреновском конезаводе, орловцы одинаково годятся и для верховой езды, и для упряжи. По словам наездников, управлять лошадью гораздо труднее, чем автомобилем. Как никак, существо живое. И к тому же с характером.
Аварии, как и на обычных дорогах, здесь тоже бывают. И если продолжить сравнение лошади с автотранспортом, то некоторые экземпляры стоят не намного дешевле хорошей иномарки. Впрочем, эти породистые красавцы продаются не так уж часто. Гораздо выгоднее животных сдавать в аренду на ипподромы. В стране их около сорока. Специалистов для них говорят тоже в Хреновом. Говорят, что выпускники 51-го профессионального училища буквально нарасхват.
Анна Полякова, учащаяся профессионального училища ╧ 51: "Сейчас коневодство развивается, много частников. Очень много работы. спрос на людей есть, место работы есть. Достойная зарплата. Так что перспектива есть".
Анна Полякова сама из Краснодара. Приехала специально учиться. Впрочем, народу из разных концов страны здесь хватает. Хреновское училище единственное не только в России, но и на всё ближнее зарубежье, где можно официально получить профессию тренера-наездика. Специалиста широкого профиля, который занимается испытанием, выращиванием и дрессировкой лошадей. Другими словами, это и коневод, и жокей, и коваль-кузнец в одном лице.
Обучают здесь и на фельдшера-ветеринара. Выпускники прежде всего востребованы на Хреновском конезаводе. Бывшее государственное предприятие теперь частное. Лошади - неплохой, хотя и хлопотный бизнес. В училище, которое недавно было передано из федерального ведомства на областное финансирование, напротив, ничего хорошего без государственной поддержки не ожидают.
Марина Рукавицина, директор ПУ ╧ 51: "Дети, которые учатся по социальному положению, очень слабые. Если на будущее предполагаемое обучение платное, мы думаем для большинства детей это будет закрытая тема".
По словам директора, почти половина учащихся - дети из неполных и неблагополучных семей. Платить за образование даже 10 тысяч рублей в год они н в состоянии. Ежегодно в училище поступает около ста человек. Теперь, после реформ профессионального образования, на следующий год планируется принять на треть меньше обычного. Обучать профессии всех желающих бесплатно училище больше не может. Тем не менее, многие считают, что выход их положения всё-таки есть.
Николай Деев, мастер производственного обучения: "Если сейчас практически все конные заводы стали частными, и лошади, и ипподромы частные, становится вопрос, чтобы кадры готовились за счёт частного капитала. У нас пока этого нет. Пока это большой вопрос".
Надежды на перемены к лучшему руководство училища связывает, прежде всего, с развитием социального и делового партнёрства с другими регионами, а также странами ближнего зарубежья. Хреновская школа наездников по-прежнему остаётся уникальной на всём постсоветском пространстве, и постараться извлечь из этого максимальную выгоду - теперь задача номер один.