< >

26 апреля - День чернобыльской трагедии

Вести Воронеж 1134
26 апреля - День чернобыльской трагедии

Почетные грамоты, благодарности и ордена Мужества - всё это было позже. Для некоторых посмертно. Да и не думали об этом ребята во время ликвидации последствий того страшного взрыва, вспоминает Расим Исмаилов. Участвуя в сооружении саркофага для 4 энергоблока ЧАЭС, он повидал многое. Но самым сильным было первое впечатление.

Расим Исмаилов, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС: "Всё нараспашку, окошки нараспашку, двери, шторки летают, людей нету. Жутко что-то сразу, как приехать в посёлок, типа города считается. Кошки бегают, куры где-то, и ни одной души. Всё цветёт, красиво так, всё зелено, а людей нет".

В Чернобыле Расим Исмаилов попал числе многих военнообязанных. Тогда ему было 44 года. В городе Наманган, что в Узбекистане, он возглавлял строительную бригаду. На первых порах в зоне аварии приходилось выполнять самую разнообразную работу. Затем Исмаилова назначили мастером. Его бригаде доводилось бывать и в самом реакторе. Они участвовали в сооружении основания саркофага.

Расим Исмаилов, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС: "Каждой бригаде, звену по 8 человек давали по 20 минут времени. Мы за 12 минут выполняли эту работу. И старший группы свистит, и мы выскакиваем в ту же дыру, там полумрак такой. Выскочили, и всё, работу сделали. Следующее звено следом идёт".

Пища в столовой была самая качественная и разнообразная, вспоминает мастер. Да только не каждый мог сразу попасть в пищеблок. При проверке одежды зашкаливали приборы. Приходилось срочно переодеваться и дезактивировать обувь. Из средств защиты у многих были лишь марлевые повязки. На приусадебном участке Сан Саныч, так его все зовут на хуторе Залесный, трудится как правило до обеда. Больше, говорит, здоровье не позволяет.

Татьяна Николаевна, жена: "То у него голова, то ноги начинают┘ то по неделям рука не отпускает".

14 лет уже супруги живут в Воронежской глубинке. Долгие годы Сан Саныч был председателем Калачеевского районного общества "Чернобылец". И всё это время приходилось добиваться от государства исполнения закона в отношении бывших чернобыльцев. Хотя свой долг они выполнили в срок и сполна.

Читайте также