При первой возможности евреи покидают Воронежскую область

Еврейские традиции на воронежской земле. Когда-то в поселке Ильинка Таловского района большинство населения составляли евреи, но при первой же возможности почти четыреста человек уехали в Израиль. Сейчас там остались только четыре пенсионера, которые следят за местным еврейским кладбищем.
Иудас Михайловна искренне завидует президенту России. В дни Песаха - важнейшего еврейского праздника, он побывал в Израиле. Почти 80 лет женщина живет по законам Моисея, но ни разу не была на земле обетованной. По семейным обстоятельствам вместе с другими единоверцами в 80-х годах ей не удалось выехать на святую землю. Но, несмотря на это она не отошла от обычаев своих предков. Не ест свинину, строго соблюдает шабат или субботу.
Иудас Кожокина: "Все уехали, молиться уже некому стало. Было тут две торы и эти две торы пропали, а куда они исчезли, никто не знает".
На еврейское кладбище Иудас Михайловна приходит часто. Здесь похоронены все ее родственники. Свежих могил мало. В поселке осталось лишь 4 человека, которые называют себя евреями. В 70-х годах их было около четырехсот. За 30 лет все выехали в Израиль. Но малую родину они не забывают. Два года назад собрались по 100 долларов, и прислали деньги на новую ограду для кладбища. Пенсионерка призналась, что с местными православными верующими они жили и живут, душа в душу.
Иудас Кожокина: "Вон тот порядок был большинство русских, а тот порядок евреи. Мы не различали. Дети в школу ходили, никакого различия не было, на работу ходили, мы в субботу дома, они в воскресенье, никакого различия".
Связь со своими русские евреи не теряют до сих пор. Перед праздником знакомые прислали Иудас Кожокиной коробку мацы. Хлеб бедных ей привезли и с Воронежского еврейского общества. Кошерной пищи, теперь хватит надолго. Ведь все квасное в течении 8 дней Песаха есть запрещено. А вот Моисею Израильевичу жить в Ильинке осталось недолго. Через несколько дней он летит на святую землю. Билет уже в кармане, паспорта в порядке. Первый раз он покинул Россию в 87 году. Жене не подошел климат, пришлось вернуться обратно.
Моисей Матвеев: "Здесь тогда притесняли, молиться не давали ни русским, ни евреям, никому не давали одинаково, а там, пожалуйста, молись, ходи в Синагогу".
Недавно Моисей Израильевич похоронил жену. Теперь, говорит, надо возвращаться к детям. Заколачивать в доме окна и двери не придется. Нашлись покупатели. Всю живность он уже распродал. Осталось собрать сумки. Земля, говорит, тут хорошая, плодородная. Горстку чернозема обязательно прихватит с собой. Сюда он уже вряд ли когда вернется.