Ветераны встретились с членами клуба юных моряков

В столетний юбилей подводного флота России в Павловском школьном народном музее собрались члены клуба юных моряков и ветераны-подводники.
"Дельфин" и "Форель", "Сом" и "Осётр" составили первый отряд боевых субмарин, или, как их тогда называли, миноносцев. Но строго говоря, отчет истории российского подводного флота надо вести ещё с начала 18 века, когда плотник Архангельской верфи Евдоким Никонов, не видевший до этого ни моря, ни кораблей, соорудил, на первый взгляд, обычную деревянную бочку и совершил на ней погружение.
Алексей Уханов, директор Павловской станции юных техников: "Она берёт в себя, в специальные ёмкости, воду, становится тяжелее, погружается. А чтобы она выплыла, он эту воду из ёмкостей откачивает. Что его потаённое судно ещё при Петре Первом так погружалось и всплывало, что самая совершенная подводная лодка, что придумал этот крепостной крестьянин".
На стендах музея - десятки моделей различных лодок. Рядом с ними - фотографии земляков, служивших на них. Владимир Верещагин отдал подфлоту 30 лет, 12 из них был командиром подлодки. Гордится своим кораблем, совершившим первые стрельбы ядерными ракетами. Нередко вспоминает встречи с легендарным капитаном Александром Маринеско, отправившим на дно за один поход около 10 тысяч гитлеровцев.
Владимир Верещагин, капитан 2 ранга в отставке: "Он был в тёмно-синем кителе, даже, по-моему, без погон. Скромный, чистенький. И потом: "Маринеско, Маринеско", а я и не знал. И второй раз также встретились. Просто его друзья приглашали к себе как бы на сборы, ну, подкармливали. Нищенскую жизнь он вёл благодаря заботе партии и правительства тех времён".
Николай Грезин нёс боевое дежурство на своеобразном тандеме из двух субмарин. После его рейдов НАТОвское командование лишалось сна и покоя. О назначении второго глубоководного аппарата Николай долго никому не рассказывал.
Николай Грезин, старший мичман запаса: "Сейчас можно. Что они делали? Там стояли буи, которые фиксировали выход подводных лодок, выход кораблей Северного флота. Эти буи демонтировались, и всё. Потом, чтобы новые поставить, нужно было время".
Воспоминаниям и рассказам, казалось, не будет конца. Но торжественное собрание всё же провели. Народный музей получил солидную премию, а бывшие подводники - неправительственную памятную медаль. И среди всех пожеланий, традиционные: чтобы в жизни, как и на море, количество погружений соответствовало числу всплытий.