< >

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей

Вести Воронеж 945
15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей

Кто на рынке хозяин? По сложившейся многолетней практике - это, конечно, продавец. Потребителю остается лишь скромное право выбора: брать или не брать. Но даже это право реализовывать все сложнее - выбирать просто не из чего.

Светлана Андреева, председатель совета ВРОО "Центр защиты прав потребителей": "Товар очень низкого качества на рынке. До 80-90% - фальсифицированный, по некоторым группам товаров. И, что характерно: фальсифицированный товар - обычно товар широкого спроса: вода, напитки различные, алкогольные в том числе, чай, кофе, то, что больше всего покупается".

История о "выброшенных" на некачественный товар деньгах и длительном восстановлении справедливости найдется почти у каждого человека. Это подтвердил и опрос прохожих.

Правда, в последнее время в отношениях "покупатель-продавец" силу все больше набирает потребитель. Этому способствует и совершенствование законодательной базы, и наличие хороших помощников - консультантов в лице сотрудников обществ по защите прав потребителей, которые помогают людям отстоять свои интересы даже в почти безнадежных ситуациях.

Александр Ягодкин, руководитель Воронежского областного общественного учреждения по защите прав потребителей: "Пожилой мужчина в одном из магазинов бытовой техники покупает масляный радиатор, обычный отопительный прибор, вместе с ним в инструкции идет сушка для обуви. Он приходит, открывает это все - сушки нет, он - к продавцу - дайте сушку. Ему говорят: "давайте 100 рублей еще дополнительно". Он взыскал с продавца 7,5 тысяч рублей".

В сумму этой компенсации вошла и такая составляющая, как возмещение морального вреда, о которой многие забывают. И совершенно напрасно. Специалисты утверждают - моральный вред возможно взыскать практически в любой конфликтной ситуации, при чем даже без документального подтверждения.

Александра Тищенко, помощник руководителя Воронежского областного общественного учреждения по защите прав потребителей: "Медицинская справка никогда не бывает лишней, но все - таки, по практике, которая применяется, мы редко представляем документы, то есть бывает достаточно словесного заявления потребителя, что: да, я купил такой-то такой-то товар, к сожалению, он сломался, при этом я понес такие-то такие-то физические страдания. То есть, я был лишен возможности использовать товар, и во-вторых, бесконечные хождения к продавцу┘ все это доставило определенные неудобства".

Последние поправки в закон от 12 декабря 2007 года существенно расширили права граждан на потребительском рынке. Условия возврата, кредита, ремонта, замены и неустойки теперь четко регламентированы. Управа найдется и на недобросовестных продавцов. Сначала "защитники прав потребителей" предлагают мирный путь - выполнить требование клиента.

Наталья Андросова, покупатель: "Обратилась в общество защиты прав потребителей. Девочки составили заявление о просьбе разрешить этот вопрос с продавцом и сопроводили меня. В общем, все было решено в мою пользу - продавец обещала вернуть деньги через 3 дня".

Если же мирным путем вопрос решить не удается - переходят и к более действенным мерам.

Александра Тищенко, помощник руководителя Воронежского областного общественного учреждения по защите прав потребителей: "Если же в досудебном порядке вопрос урегулировать не удалось - мы вынуждены обращаться в суд. Но все - таки в 90% случаев в суде выигрывает потребитель и взыскивает и убытки, и неустойку, и компенсирует моральный вред".

Елена Манькова мировой судья судебного участка ╧3: "Суд устный, гласный, состязательный. Каждая из сторон должна предоставить суду доказательства. Но по данной категории дел, я всегда ответчику разъясняю - бремя доказывания обстоятельств, которые освобождают его от ответственности за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательств лежит на нем в соответствии с законом о защите прав потребителей. Потребитель может просто вот так сидеть в судебном заседании".

Перегибы, по признанию специалистов, случаются с обеих сторон. Поэтому работы у защитников прав покупателей меньше не становится. А ведь выход прост - уважать друг друга и работать на перспективу.

Светлана Андреева председатель совета ВРОО "Центр защиты прав потребителей": "Если человек чувствует себя защищенным - он смелее будет делать покупку, правильно? Он знает, что если там что-то случится - я приду к продавцу - он мне ее поменяет, у меня есть права, закон это позволяет".

Довольный покупатель и для самого продавца - залог успешной работы, ведь чем больше продуктов потребляется, тем выше товарооборот. А это и хорошая прибыль, и рост бюджетных отчислений и общее повышение качества жизни.

Читайте также