< >

Село Гвазда Бутурлиновского района славится своей землей

Вести Воронеж 6773
Село Гвазда Бутурлиновского района славится своей землей

Бытует мнение, что именно Пётр Первый назвал, расположенную неподалеку, дубраву Шиповым лесом, от английского "шип" - корабль. В селе Пузево, к примеру, строили остов судна, его "пузо", в Клёповке его обшивали досками - "клёпкой", а для этого в Гвазде ковали гвозди.

В Павловском народном музее российского флота истории Осередской верфи целый раздел посвящён. Петр Первый действительно бывал в Придонье не раз, по его указу в устье реки Осередь строили суда из дубов Шипова леса. Но вот связывать его имя с названием окрестных сёл всё же не стоит. Да и многие рассказы о популярном в Воронежских краях самодержце рассказами и остались.

Алексей Уханов, директор Павловской станции юных техников: "Была легенда, что Пётр Первый был ещё мальчиком, ещё до строительства кораблей в Воронежском крае, ещё задолго до 1686 года. Но Загоровский, как бы этого не хотелось для Воронежа, он это опроверг, доказал, что не был Пётр Первый тогда. То есть, легенда - это красиво, но история дороже".

Людская молва гласит, что когда-то в Гвазде ковали гвозди для первых кораблей русского флота. Но ни одного кузнеца в селе нет. Да и название его гораздо древнее, в словаре Даля объясняется, как грязь, топь, болото.

Чего-чего, а грязи в Гвазде - более, чем достаточно. Из 90 километров дорог в селе покрыты асфальтом лишь 40, да и то ещё при советской власти. Так что, испачкаться, или как говорят здесь, "выгваздаться", легко и просто. А грязью на полях и огородах, оказывается, можно даже гордиться .

Иван Сокрюкин, глава Гваздинского сельского поселения: "Наша земля занимает третье место по плодородию в Воронежском районе, так что урожаи и по 50, и по 60 центнеров с гектара наши земляки получали".

Однако высокие урожаи не спасли местное хозяйство от банкротства, многие подались в чужие края, пытаясь выбиться из грязи в князи. А ведь раньше сюда за невестами даже украинцы-хохлы приезжали, говорили, улучшать породу. Потомки переселенцев из московских земель, как их до сих пор зовут, московки, красотой славились. Да и теперь лицом в грязь не ударят, особенно если достанут из сундуков старинные юбки-панёвы, рубашки, платки да монисто. Вся красота вручную делалась, да мастерство это утеряно.

Антонина Рыбалко: "Я слышала от родителей, от бабушки. Что замачивали где-то в воде, потом били, пралки какие-то, в общем, деревянные ступы, выделывали, разделывали".

Здешние края издавна певуньями славились, гваздинцы и теперь поют в коллективах с мировым именем. Только руководитель местного хора репетиции всё больше на дому проводит. Дом культуры вспыхнул в новогоднюю ночь, погорел дней десять, да так семнадцатый год и служит печальной визитной карточкой Гвазды, ведь стоит на трассе. Даже на кирпич не разбирают - и без того в селе 500 пустующих домов - никто не покупает.

Читайте также