< >

Корреспонденты ГТРК "Воронеж" побывали в гостях у воронежских стиляг

Вести Воронеж 1653

Они опять наделали много шума. Молодые, дерзкие. Те, с кого все начиналось. Стиляги не угомонятся никогда.

Инструмент почти не строит, хозяина оторвали от дел на даче. Но это святое. Если разговор касается молодости и музыки, всегда. От того, в чем "хилял по броду" у него остался один атрибут с настоящим американским лэйбаком.

А еще был фисташковый пиджак в желтую клетку. Штаны с манжетами, и ботинки на манке. Волосы - строго по литературе.

Игорь Рыжков, музыкант: "Великий Грибоедов. Что у него за прическа? Дай, думаю, я себе сделаю. Такой же фокус".

В таком виде студент и отправился сдавать сопромат. Ходил трижды. Решал самые сложные задачи, но к пятеркам в зачетке все-таки добавился трояк. Причина выяснилась позже.

Игорь Рыжков, музыкант: "Мама мне связала клетчатые носки, в клетку по просьбам трудящихся. Рукодельница. Носки смени, Зюзин мне говорит. Преподаватель, кандидат наук. А это дело пошло от чего, уж так надоели эти фуфайки, телогреечки. Ну, серятина".

Евгения Хиривская, актриса: "Я думаю, что это все-таки очень смелые были люди, потому что такое желание этой свободы и такое желание из всего этого вырваться. Я это очень уважаю".

Екатерина Вилкова: "И ты понимаешь, что раньше нельзя было проснуться за 10 минут до выхода, нацепить джинсы и футболку, и выбежать на улицу и быть периодически такой серой массой. Не в смысле серости, а в смысле какой-то будничности, а там каждый раз - это праздник".

Этот праздник им дорого стоил. Чтобы добавить на электрогитару Владимир Цуканов продал богатейшую коллекцию марок и монет. Зарплата у родителей была под 70, а вожделенный инструмент он купил за 230 рэ. Мама в обмороке. Тусовка в экстазе.

Владимир Цуканов, музыкант: "Первая приличная гитара, которая в Воронеже была, музей Маги терна, была у меня. А потом в Воронеже стали продавать в 1965 году гитары, правда, никто не знал, как на них играть. Брали шнур, обрезали его делали вилку электрическую и вставляли в розеточку, и естественно, там вся она горела".

В магазине "Мелодия" скандалы. Люди понесли инструменты обратно. Впрочем, вокруг стиляг тихо не было никогда. В знаменитом клубе четвертого стройтреста, где проходили основные концерты, досталось многим.

Владимир Цуканов, музыкант: "Секретарю комсомола Овчинникову Валерию ему выговор на год по партийной линии и нам сказали - ребят, классно вы все играете, но работа дороже, место дороже. И мы ушли оттуда".

Олегу Пожарскому в этом самом тресте чуть не пробили голову о стеклянную дверь. Когда милиция воспитывала слушателей. А чаще они канареили в Кольцовском сквере. Знакомились с чувихами, понемножку потребляли портвешок. Ничего крепче не пили. Публика была в основном университетская, начитанная. Здесь же менялись книгами и пластинками, рассуждали о высоком. Но заканчивалось все в отделении милиции.

Олег Пожарский, музыкант: "Заезжало как правило три воронка. С тех концов. Вот, с того конца, с площади Ленина и отсюда. А там стояли просто дружинники. Остается только сюда бежать в эту сторону, там стояли дружинники и как правило уже хватали".

Владимир Колтаков, председатель совета ветеранов ГУВД по Воронежской области: "Задерживали. Вот, а лохматый, еще какой-то - это значит потенциальный нарушитель дисциплины. Даже хотелось, может быть, и как-то и пример с них взять, они были отчаянные ребята, некоторые обладали какими-то возможностями, кругозором, они постоянно где-то с кем-то общались".

А здесь в легендарном ЖИМе - парке живых и мертвых, как раз где строится храм, была танцплощадка. Ждали окончания танцев, и начиналась заваруха.

Но именно здесь можно было услышать настоящий рок-н-рол, правда, вперемежку с советской эстрадой. Потому что обком и райкомы утверждали репертуар.

Олег Пожарский, музыкант: "Рок раунд де клок. Танцы под часами, композитор Якушенко, а ну ладно, ну можно. Печать. Разрешили. Ну, приходят, там уан,ту,фри┘а что такое, танцы под часами, вы же разрешили. А ну ничего не поделаешь".

А делать все-таки пытались. По принципу, если не можешь усмирить - надо возглавить. На излюбленном Бродвее. Одна сторона - лав-стрит была для более тесного знакомства с девчонками, а на другой открыли молодежное кафе "Россиянка" для организованного отдыха. Но таковым он оставался не долго. Запрещенный рок брал свое. Этот сплав европейской кантри и африканской музыки на просторах ридной Айвщины, Оклахомщины и Мисисипщины научил стиляг ценить классику.

Олег Пожарский, музыкант: "Первое, что я услыхал в рокэенроле из классики, это были картинки с выставки Мусорского в исполнении Эмерса Лекен Палми, когда я это услыхал в родном мне формате, я говорю О! Так это ж наш, так это ж Мусоргский, а ну-ка слушать. И все и зацепилось и пошло".

Каждый из них выбрал свой путь уже тогда. Олег, например, работает в филармонии, до сих пор дает рок-концерты, и при этом уже 12 лет служит регентом в церкви. Владимир, сочиняет, не расстается с музыкой и на пенсии. А старый добрый Гари, в прошлом инженер - конструктор с кучей изобретательских патентов. Он же художник, поэт, режиссер и остается верным стиляжному имиджу. На днях в 6 раз отправится услаждать тамошнюю публику.

Потребность идти против течения и вывела их в люди. Она же помогла Тодоровскому рассказать о них. Его "стиляги" - фантазия на тему 50

о противостоянии серых и цветных - абсолютно новый, изобретенный им самим жанр. Он не копировал эпоху, он изучал ее и совершенствовал. А в финале смешались стиляги и панки, хиппи и готы. Даже друзья уговаривали режиссера не рисковать.

Валерий Тодоровский, режиссер: "Валера, я тебя прошу, не снимай этих стиляг, потому что люди не поймут, ты просто пролетишь. Поэтому в каком-то смысле, наверное, сам этот фильм да, против течения".

А значит, зритель придет. И шума еще будет не мало. По крайней мере, среди тех, кто узнает в фильме себя или своих родителей, ярким пятном или серой массой. Смыт ли незаслуженный негатив с образа стиляги. Это новая пища для размышлений и дискуссий. И фактически его новая жизнь.

Читайте также