Какие "подводные камни" ждут инвалидов при поступлении в ВУЗы?
Высшее образование - не мечта, а конкретная цель. Для него так было с самого начала. Сейчас Алексей Буравлев - уже помощник депутата областной думы. Диплом юриста стал лишь очередной ступенькой в жизни. Но чтобы получить его приходилось преодолевать не только ступени, но и другие архитектурные детали.
Алексей Буравлев, помощник депутата областной думы, юрист: "Бывали такие случаи, когда одна створка дверей была забита наглухо, и вот, это тоже было одним из препятствий, и выходили из этой ситуации достаточно просто - преподаватели шли навстречу, мы договаривались и где-то в свободной аудитории они проводили экзамен или зачет".
Артему Лепендину битва за диплом лишь предстоит. Он слабовидящий. На семейном совете решили, что разумнее поступать в Институт физкультуры. Артем всерьез занимается плаванием, а там как раз появилась специализация - тренер для инвалидов. Обо всех подводных камнях мама расскажет - самой пришлось их испытать.
Оксана Лепендина, мама Артема Лепендина: "У меня лично возникали трудности с информатикой. Тогда у нас были старинные компьютеры, после 15 минут работы у экрана, с моим зрением, потому что буквы не увеличивались, начинала болеть голова".
Обыкновенная лестница может стать для инвалида непреодолимым препятствием. Если здоровый человек ее попросту не заметит, то инвалидная коляска без пандуса ступеньки не одолеет.
В этом году Архитектурную академию заканчивают 6 инвалидов, в приемной комиссии лежат документы еще 32. В ВУЗе учатся инвалиды по слуху и зрению, люди с больным сердцем. Но именно колясочникам сложнее всего.
Игорь Суровцев, ректор ВГАСУ: "Конечно, мы проектировали здания, будто не замечая таких людей. У нас нет пандусов, специальных каких-то лебедок для подъема. Вообще, я не знаю, проектируются ли у нас в России газели, машины, где есть лифты, подъемники для инвалидов. Есть они, говорят, но я их, честно, никогда не видел".
Сложнее всего преодолеть бюрократическую машину. Отдельные специальности запрещены для инвалидов по законам, принятым еще в 30 годы прошлого века. Но сегодня геолог - не только бородатый человек у костра, а инспектор пожарной охраны не обязательно огнеборец. Самое важное, по словам специалистов, не доходить до абсурда, а дать человеку возможность реально проявить себя.
Анна Царалунга, президент регионального фонда социальной поддержки и реабилитации инвалидов: "Ну, удел, что они могут закончить курсы швей, играть на аккордеоне и так далее. Вот, все. Но ведь люди же разные, они могут быть очень полезными, а у некоторых мозги работают просто потрясающе".
Есть проблемы и с учебными пособиями. Например, современные компьютеры, на которых могут работать и слепые, и слабослышащие ВУЗы не закупают - слишком дорого. Выручает инвалидов лишь упорство и бешеная работоспособность. Такая, как у Алексея Буравлева. Авторитетным специалистом он себя уже зарекомендовал, теперь планирует открыть свою юридическую консультацию.