Усадьба Башкирцева незаслуженно забыта

Здесь впадает в Дон река Девица. Воздух влажный, с ароматом хвои и яблонь. Для отдыха - то, что доктор прописал.
По настоянию лекаря на этой даче спасался от чахотки, а заодно и от душевных ран молодой Кольцов. Ему претило отцовское купечество, и частые ссоры в семье обрекали на безденежье. Поэт писал о себе друзьям: "Выгонит отец со двора больного - есть родственник, готовый меня взять к себе и безо всякого счета доставить мне все нужное. Это Башкирцев". Владелец усадьбы был женат на сестре Кольцова. Возможно, строки появились в этих стенах. За два столетия дом повидал схватки белоказаков с буденновцами, бомбежки и танковые обстрелы Второй Мировой. Но уцелел. Тут были госпиталь, потом общежитие. Хотели сделать даже свиноферму. Но отдали под зону отдыха Огнеупорного завода.
Антонина Коркина, бывший сторож дачи Башкирцева: "Цветы были. Чистота. Там аллея есть. И столики были, под метелочку все - красота была. А директор помер, и все".
В бывшем домике прислуги несколько семей заводчан уже вырастили не одно поколение. Перспективы с жильем, говорят, туманны. Зато слишком очевидно, как исчезает былая роскошь.
Василий Сорокин, житель поселка Новый Семилукского района: "Молодежь приезжает с Семилук, приходят, раскидывают. Пьянство, шум. 10, 15, пускай, хозяев приезжали. Приедут, посмотрят вот так все это, посмотрели и уехали".
Дом и земля - федеральная собственность. Вкладывать просто так, желающих нет. Одна организация пыталась устроить частную школу. Переделали крышу, взялись за парки. Но сменился директор, и дело встало. Контракт расторгли через суд.
На территории усадьбы 4 красивейших липовых аллеи и два парка, общей площадью 10 гектаров. Нижний расположен на крутом берегу Дона, а верхний - это фруктовый сад. Единственное, что успел сделать прежний арендатор - это облагородить старые яблони.
Проект реставрации остался. Дому хотели вернуть прежний облик фасадов, балконы и входную группу. Но теперь нужны новые расчеты. Состояние конструкций ухудшается.
Наталья Оболенкая, начальник отдела Госинспекции по охране культурно-исторического наследия Воронежской области: "Для предыдущего арендатора в 2005 году, мы составляли акт технического осмотра здания. Там были проблемы и с перекрытиями, и со стенами, и с оконными, и с дверными проемами".
Определить назначение здания и начать реконструкцию можно, только если оно перейдет в областную собственность. 9 подобными объектами, в том числе, Рамонским замком, региону завладеть удалось. Но на это понадобилось 5 лет.
Наталья Шермина, Дмитрий Овчинников