< >

Работа поисковиков держится на их энтузиазме

Вести Воронеж 883
Работа поисковиков держится на их энтузиазме

Весной 1943 года женщины, дети, старики стаскивали трупы красноармейцев в кучи и зарывали наспех в ближайшей воронке или блиндаже. Было не до обрядов и почестей - сев на носу. И вот теперь поисковики находят такие захоронения, чтобы вновь предать останки земле, только теперь уже по-человечески. Занимаются этой скорбной работой не первый год, но душой так и не зачерствели.

Александр Найдёнов, поисковик: "Почему же, болит, жалко их, защитники. Если бы не они, жили бы по-другому совсем".

В руках поисковиков - сама история. По состоянию зубов, костей, их размерам по специальным таблицам они определяют возраст погибших - около 20 лет. По следам пуль и ранений видно, что стояли насмерть. По звездочкам на пуговицах - свои. Но история, по словам поисковиков - это одно, а реалии наших дней - совсем другое.

Николай Новиков, командир Богучарского поискового отряда "Память": "Сегодня позвонил мне Донцов Юрий Иванович - это глава сельского поселения Новой Калитвы - и говорит: "Зачем вы их копаете?. У меня, во-первых, негде хоронить, денег нет. Зачем вы их копаете?".

По словам поисковиков, такие слова - не редкость. Случаи, когда им помогают горючим, едой, оборудованием можно по пальцам перечесть. Говорят, что порой ведут раскопки не там, где хотелось бы, а где местные власти не отказываются от хлопот по перезахоронению. Глава Новой Калитвы узнал о приезде телевидения и, что называется, сменил пластинку.

Юрий Донцов, глава Новокалитвянского сельского поселения: "Я уже сегодня в районе был, мы уже решили вопрос по поводу того, только мы не определились, когда. Потому что сейчас определяемся, сколько будет человек, а вот когда? Если зимой, то мы постараемся так, чтобы земля была мягче, чтоб нам удобнее было копать".

Нашлось и помещение для временного хранения останков погибших. И место их будущей братской могилы. Если немного сдвинуть ограду мемориала в глубь парка, то здесь можно перезахоронить с подобающими почестями все 3.000 красноармейцев, павших под Новой Калитвой. Было бы желание.

Алексей Косенко, Андрей Хорьяков

Читайте также