Прошло 110 лет со дня рождения первого послевоенного архитектора Воронежа

Здание ЮВЖД это, пожалуй, одно из самых известных творений Николая Троицкого. А еще есть Дворец бракосочетаний и Строительный университет. Но это лишь самые яркие из более чем 100 его работ. Именно Троицкому Воронеж по сути обязан своим сегодняшним расположением и восстановленным после войны историческим центром.
Геннадий Чесноков, профессор, заведующий кафедрой теории архитектуры и композиции: "Ставился вопрос о том, что может быть город вообще восстановить на новом месте, поскольку экономически это было бы более целесообразно. Но Троицкий отстоял право восстанавливать город на старом месте, по старым планировочным структурам".
Сразу после эвакуации в 1943 году Троицкий становится главным архитектором города, и участвует в разработке первого генерального плана Воронежа. Именно ему принадлежит идея так называемой лучевой схемы застройки центра - 5 улиц расходятся от железнодорожного вокзала. Если этот генеральный план наложить на современную карту города четко видно - одного не хватает. Центральные улицы должны были венчаться башнями со шпилями. Такие есть в конце улицы Кольцовской и на ЮВЖД. Кстати, богатым декором управления дороги был крайне недоволен Хрущев. Но убрать башню генсек так и не решился.
Зданию Дома Советов повезло меньше. По постановлению ЦК КПСС и Совета Министров "Об устранении архитектурных излишеств" из проекта была убрана девятиэтажная башня и высокий шпиль со звездой. Вместо помпезного здания построили обыкновенный шестиэтажный дом.
Строить интересно и в едином стиле - такую задачу Троицкий поставил в работе над следующим генпланом. Документ действовал 18 лет - до 1970 года. Но Воронежу требовалась не только красота, но и обычное жилье. И вместе с оригинальными зданиями стали появляться типовые коробки. Троицкому это было не по душе, но таково задание партии.
Нина Четкина, главный архивист Государственного архива Воронежской области: "Он считал недопустимым изменение единого архитектурного ансамбля Воронежа и считал необходимым очень осторожного отношения к так называемым малым архитектурным формам. При нем город приобрел такие черты как монументальность, строгость и простота".
После 1970 года Воронеж почти 40 лет жил без генплана - его приняли лишь в 2009. Все это время город застраивался хаотично, а строительный бум начала нового столетия с его амбициозными проектами фактически свел на нет усилия Николая Троицкого.
Леонид Яновский, бывший главный архитектор Воронежской области: "Не всегда со вкусом и тактом они реализуются в наше время иногда и просто плохо, но развитие города не может законсервироваться и не включать в себя выброс новой инфраструктуры в реальную ткань старого города".
И большинство архитекторов говорят, что Воронеж уже навсегда потерял свою историческую неповторимость. Его новым лицом становятся разномастные высотки, за которыми уже не видно главных символов города.