< >

В Воронеже почтили память жертв политических репрессий

Вести Воронеж 1103
В Воронеже почтили память жертв политических репрессий

73 года прошло со времен так называемого "Большого террора". Вот уже в 20 раз у мемориала в Дубовке собираются все, кого коснулась эта трагедия. На территории Воронежской области поиски захоронений начались в августе 1989. Со слов очевидца Ивана Текутьева работники КГБ, поисковые отряды и общественные организации нашли тогда 25 расстрельных ям. Возобновились поиски только пять лет назад. В прошлом году удалось перезахоронить 237 человек, в июле этого года - 170. Всего на территории Воронежской области, за время раскопок нашли больше полусотни таких массовых захоронений. Участие в поисках, кстати, принимают сами жертвы репрессий и их потомки. Валерию Чекмареву, например, было девять месяцев, когда он попал в сталинский лагерь.

Валерий Чекмарёв, писатель: "В этом году две недели я вместе с поисковиками "Дон" участвовал в раскопках последних. Перезахоронение было 18 августа. И вы знаете, я Вам скажу, что вот достают скелеты, черепа. Черепа все простреленные в затылок. А мне каждый раз кажется, что, может быть, это мой отец".

За пару десятков лет поисковых работ на территории области нашли больше полусотни массовых захоронений. Есть они и в Богучарском районе. Именно здесь находилась тюрьма с камерами пыток, в которую привозили заключенных, откуда сбежать - невозможно. В местном музее до сих пор собирают списки репрессированных богучарцев.

В краеведческом музее собирают списки репрессированных богучарцев со всего района. В нём уже почти 200 фамилий. В архивах находят выписки из протоколов допросов, свидетельства о смерти земляков. 70 лет эти документы находились под грифом "секретно".

Алла Сахно, директор Богучарского историко-краеведческого музея: "Смотришь на эти списки и думаешь, а кого же в 30 годах репрессировали? Это тех людей, которые более зажиточные и такие большие семьи имели. Братья там, семьи до 12 человек. У них и мельница была, и скот был, которым они содержали себя".

У Любови Викторовны в 1937 забрали деда - Алексея Емельяновича. Реабилитировали только через полвека. Тогда и узнали, что он сидел в богучарской тюрьме и был расстрелян. Любовь Викторовна нашла все документы о погибшем, и теперь помогает землякам искать близких. Недавно решила посмотреть, где провел дед последние дни жизни.

Любовь Новикова, жительница села Вервековка: "Я зашла - не могу ничего сказать! Ощущение было ужасное! Если бы не эти проёмы - без дверей, без всего - я бы оттуда убежала! Я шла домой, с Богучара, с той тюрьмы, я ниесела ни на автобус, ни на маршрутку, я плакала, плакала, плакала".

В "одиночках" на человека приходилось всего три квадратных метра. Заключенных здесь держали от нескольких дней до 5 лет. Богучарская тюрьма славилась тем, что отсюда невозможно было сбежать. "Политических" везли в эти казематы со всей округи. До сих пор сохранились камеры пыток и узкие коридоры, по которым приговорённых вели на расстрел.

Николай Новиков, командир поискового отряда "Память": "Я ребятам говорю и сам себя ставлю на то место, на того человека, он уже приговорённый к расстрелу, находится в этой тюрьме и вот он слышит шаги. Идут. За ним или нет? Вот такое надо пережить. Каждый день такие переживания!".

Всего в Богучаре расстреляли 700 человек. Но ещё 8 лет назад место массового убийства было неизвестно. Обнаружили его случайно - при работе в песчаном карьере. В четырех расстрельных ямах нашли останки 35 человек.

В Богучаре продолжат поиски репрессированных земляков. Сотрудники музея уверены, что со временем удастся установить все фамилии расстрелянных в песчаном карьере. Пока они похоронены под одной фамилией - Лопатин.

Александра Камынина, Вадим Стрельцов

Читайте также