В Россошь приехали потомки итальянских оккупантов
Печальный напев трубы, как реквием, раздается у каждого памятника советским воинам, который встречается на их пути. А путь этот неблизкий. Итальянцы идут от Россоши до Ливенки Белгородской области, везде, где почти семьдесят лет назад воевали, отступали и гибли их отцы и деды. Скорбный маршрут многие помнят наизусть.
Пауло Каланчи, участник похода: "Россошь, Подгорное , Опыт, Новохарьковка, Ливенка".
По пути они охотно заходят в музеи - почти в каждом есть что-нибудь из Италии. Гранаты, или бутыль из-под вина. Но интереснее всего встречи с живыми очевидцами тех событий. Татьяне Мищенко тогда было 13, и она прекрасно помнит, как итальянец с грузинским именем Вано кормил хлебом её и младшую сестрёнку. А ещё то, о чём долго никому не рассказывала.
Татьяна Мищенко, житель села Новохарьковка: "Я и спасала одного итальянца. Его ранило, так мы с мамой приволокли его до нас в хатёнку, положили".
В любую погоду эти потомки альпийских стрелков шагают по 25 километров в день по воронежской глубинке. А ведь могли бы выбрать более приятные маршрут для путешествия или тихонько жить в своей Вероне.
Александр Польников, гид: "Они даже виноватыми чувствуют себя, то есть они виноваты. Собственно, пришли сюда не по своей воле, собственно они не очень хорошо относятся к Муссолини".
Директор Россошанского краеведческого музея Алим Морозов не один десяток таких экспедиций сопровождал, целый итальянский зал открыл. Говорит, даже в любовных историях приходилось разбираться.
Алим Морозов, директор Россошанского краеведческого музея: "Отвези меня туда! Вечером поехали, нашли этот дом, всё. Но, к сожалению, возлюбленная вышла замуж и уехала в Среднюю Азию".
По словам Алима Морозова, у некоторых итальянские вояк даже дети в придонских сёлах появлялись. Правда, потом их матери за связь с врагом нередко попадали в сталинские лагеря. Это теперь можно запросто договориться о встрече с участниками нынешнего похода.