< >

В Дубовке перезахоронили останки ещё 208 репрессированных

Вести Воронеж 1099
В Дубовке перезахоронили останки ещё 208 репрессированных

Годы, когда говорили шепотом, скрывали родство и просто боялись жить, теперь остались в памяти лишь у детей и внуков пострадавших. Все эти люди на примере близких познали, что значит быть "Врагом народа". У большинства погибшие в репрессиях родные, похоронены в других местах. Но на "Аллею Скорби" в этот день они приходят ежегодно.

Валерий Чекмарёв через полгода после расстрела отца вместе с матерью грудным ребёнком оказался в лагерях. Тех событий детское сознание не сохранило. Однако, в жизни клеймо "ЧСИР" - член семьи изменника Родины не раз давало о себе знать. С четырёх лет ребёнок затаил обиду. Уже в Воронеже, когда больным его вытащили из лагеря и отдали в детсад, он встретил первый настоящий новый год. Детям тогда раздали американские подарки - поношенные вещи и шоколадки.

Валерий Чекмарёв, житель г. Воронежа: "Вы представляете, мы - дети войны, мы хлеба не видели. А батончик шоколадный, да ещё красивый, что это для ребёнка?! Всем дали. Мне ничего не дали. Я не понимал, почему мне не дали, но потом мне это объяснили позже".

Почему потом не принимали в комсомол, объяснила мама. Она же добилась реабилитации для всей семьи. 2.889 жизней - на сегодня официально признанный итог работы местных палачей. Всего же, по разным данным, в подвалах Воронежского управления НКВД расстреляно от 8 до 12.000 осуждённых. В этом сезоне поисковики нашли 7 ям, но подняты останки пока только из двух. Всего в них было 208 человек.

Михаил Сегодин, руководитель поискового объединения "Дон": "Все останки были в хаотичном состоянии, то есть, не было какой-то укладки, какого-то захоронения. Это именно сброс. Все с характерными выстрелами в затылок. По большинству это были мужчины, ну, небольшой процент женщин был".

Установить что-либо по вещам не удалось. В Дубовке промышляют и "чёрные копатели". Уничтожили всё, что могло дать информацию. Обычно реальные находки сопоставляют с расстрельными списками, определяют время казни, число жертв, их пол и возраст. По этим данным в области готовится к выходу книга. Кровавый след 30-х проходит и по другим районам. В Богучаре сегодня тоже встретились родственники репрессированных. Здесь второе в области по масштабам захоронение.

Алла Сахно, директор Богучарского районного краеведческого музея: "Первые - это колхозники, которым дали землю, чтобы они на ней трудились, выращивали всё своё и вдруг они попали в это колесо, такое страшное для них. Может быть, от этого все и началось, если у тебя забирают всё, то приходится вставать на дыбы".

В окрестностях города расстреляно 747 человек. К двум братским могилам возложили венки, Пять лет назад установили памятную стелу. Планируют - мемориал. Проект давно готов, но точных сроков пока нет.

Ирина Транькова, заместитель председателя Воронежской областной думы, председатель областной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий: "Нами направлены предложения в федеральную целевую программу по репрессированным, по жертвам политических репрессий. Необходимо выделить средства на обустройство и в Дубовке, и в местах массовых расстрелов в Богучарском районе, в Борисоглебске, в Бобровском районе в Лушниковке".

Работа продолжится. Такого забывать нельзя. Ленточки с именами расстрелянных остаются на ветвях. А Валерий Чекмарёв решил увековечить их по-своему. Он посадил 2 кедра.

Валерий Чекмарёв, житель г. Воронежа: "Просто как память. Если они выживут. Он живёт много лет. Ну, меня не будет, а будут кедры".

Наталья Шермина, Александра Камынина, Юрий Вахтин, Вадим Стрельцов

Читайте также