< >

​Бывшие заключённые организовали ферму в Панинском районе

Вести Воронеж 3306

Своего рода ферма на доверии сейчас работает в Панинском районе. В брошенном доме в одном из сел теперь живут бывшие осужденные. В рамках пилотного проекта такие новоселы должны возрождать деревни. В Воронежской области такой экспериментальный участок с 20-тью сотками еще и подсобное хозяйство реабилитационного центра "Воскресение". Весь урожай, полученный там, будет зимой кормить бывших осужденных. Сейчас реабилитанты не отказываются от любой помощи – нуждаются, в первую очередь, в орудиях аграрного труда.

Здесь, словно в школьной задаче, "полтора землекопа". Это пока все, готовые возрождать село Фёдоровка. С тяпкой даже на костылях Нурулбек Кударов управляется весьма лихо. Но недолго. Трудиться в полную силу ему мешает падение с 3-го этажа. Работая маляром, сломал таз. За решетку в прошлом механизатор и чабан, уверяет, попал от безделья - когда совхоз развалился. После 5-ти сроков - последний за кражу велосипеда - по привычке коротает время – работой. Фермерские навыки пригодились.

Нурулбек Кударов, бывший осужденный: "Управлялся 1200 голов совхозных овец пасли, 8 голов коров надоить успевал своих частных – через сепаратор пропускал, масло сбивал, все было у меня. Я один успевал все, самому удивительно. Все равно я не сдаюсь, стараюсь чем-то убить время себе – прополкой или там чем-то заняться, чтобы время убить".

Бывший автоугонщик, а после маршруточник Павел Федоренко премудрости фермерства только постигает. То, что козы не разбегутся, если привязать лишь одну, говорит, узнал уже тут. Эту "свою деревню" начал восстанавливать с плетня. Его семья в Семилуках, но от той жизни, уверяет, не раздумывая отказался. Здесь у бывшего преступника – серьезная ответственность - сотня цыплят и в два раза больше уток.

Павел Федоренко, бывший осужденный: "Первым делом – обход, никто не помер, все живые, никого не своровали. Ну, потом кормежка, естественно, и так по хозяйству. Не нравится мне жизнь городская, тут жизнь спокойнее, лучше. Да, и вышел друзья, знакомые стали, не получается в тишине побыть, там что-то подумать".

"Она не греет, сейчас ищем хорошего печника, чтобы нам помог бы разобраться с этим, чтобы люди могли зимовать в хороших условиях, чтобы было тепло".

Из благ цивилизации – свет, вода из колодца, удобства во дворе. Печку, как могли, еще в декабре восстановили сами новые жильцы. Ремонт и обстановка внутри – в основном это пожертвования. Сам дом центру реабилитации "Воскресение" выделили местные власти.

Поднимать сельское хозяйство бывшие осужденные сначала собирались в селе Красное. Руководители организации даже домик где-то здесь присмотрели. Правда, жители – большинство из которых, кстати, сотрудники двух перелешинских колоний – идею не одобрили. Так новоявленные фермеры оказались в Федоровке, которая уже больше похожа на хутор. Дома на значительно расстоянии друг от друга. Соседи практически не встречаются.

Ближайшая соседка бывших осужденных Елена Лыкова показывает, что осталось от села. На месте центра - заросли. Вместо прежних сотни дворов сейчас лишь 5. И те, "обитаемы" только летом. Сомнительных соседей, говорит, тут уже не опасается – тем более, что участковый проверяет.

Елена Лыкова, жительница села Федоровка: "Только бы путевых, чтобы по квартирам не ломали, и не ходили. А это пусть заселяются, живут, нам они не мешают. Мы всю жизнь с ними живем, Перелешино заключенных всех присылает рыбу ловить. Кому – да те еще ребята похаживали к нам. А эти, хоть и заключенные, они же теперь в церкви служат. Батюшка приезжает, их забирает".

Пока они приобщаются к сельской жизни, руководство центра уже намерено расширяться. По УДО должны выйти еще несколько потенциальных работников. Пока тут трудятся буквально "за еду" - живых денег не получают. Главное правило хозяйства – сухой закон. Контроль своеобразный – тут искренне верят, что ферма вчерашнего преступника исправит.

Владимир Богушев, руководитель реабилитационного центра "Воскресение": "Я на доверии, большинство стараюсь к ним быть на доверии, чтобы они ко мне с доверием и я к ним. Вроде ребята адекватные, доверяю. Ну, процентов 5 хотят, а остальные – будем говорить, кто как. А так в основном, кто отбыл у нас, был, обращались, чтобы помогли – они с душой относятся".

Прецедент, правда, все же был. Один из работников украл отсюда кур, но после вроде вернул. Первые плоды труда вчерашние заключенные уже едят – огурцы пошли. В вымершем селе хотят, как встарь, разводить овец. Если пару кто-нибудь подарит – у центра денег нет. Нурулбек Кударов признается, больше всего мечтает уже тут снова стать чабаном.

Евгения Соседко, Андрей Солодов

Читайте также