Поисковики выяснили подробности гибели самолёта, найденного в озере
Легенды времён Великой Отечественной не подтвердились – лётчик был не в шинели, и самолёт разбился не зимой, а абсолютно точно – 8 июля 1942 года. Таковы итоги поисковых работ под Воронежем. Там обнаружили место падения самолёта ЯК-1. Его фрагменты 5 дней доставали со дна заболоченного озера. Крушение по данным поисковиков-водолазов произошло примерно, когда немецко-фашистские захватчики прорвали фронт и вошли в Малышево и старые Семилуки. Оказалось, вместе с Яком пропали ещё самолёты. Их судьбой тоже займутся. Пока смогли сделать самое главное – узнать, кто был за штурвалом машины.
Чтобы самолёт Великой Отечественной вновь увидел свет, они строят почти что мост - до предполагаемого места крушения. Оно хоть и близко от берега, плавучий причал нужен – для работы помп и водолазов. Считают, борт шел от леса, накренившись, рухнул в озеро. Спустя 73 года тут "гладь" травы – болото. На второй день поисков путь к воде уже такой – проторённый. Фрагменты самолёта находят, но не могут нащупать кабину. Тогда окрестности "прозванивают" с помощью металлоискателя.
"Смотрите, запоминайте, то есть, вот так вот, куском и шириной где-то вот так. По крайней мере, с этой стороны я ее смог отзвонить. С этой я ее не отзвоню, тут яма же".
Где-то здесь под водой все, что осталось от Як-1. Марку самолета узнали в самом начале поисков. По "волнистым" металлическим уголкам – они, как и другие детали, давали истребителю легкость. В эту историю с головой теперь погружаются водолазы. Определяют, фрагменты примерно на двухметровой глубине в глине вперемежку с илом. Со дна все это поднимает грунтосос. Детали прошлого тут моют, словно золото. Совсем мелкие остаются на сетке.
"Видно прекрасно сохранился камуфляж – зеленая краска. Сверху зеленой краской красили, снизу – голубой".
Всё, что покрупней – дело водолазов. Полагаются на опыт и руки. Рассмотреть в мутной воде ничего нельзя. Ощупывая дно, находкам даже радоваться толком не могут. Что именно достают, часто сами просто не знают. Безошибочно определить, говорят, можно лишь останки пилота.
Иван Гуньков, водолаз: "Деревяшку пробуем руками разломить. Если деревяшка, значит, не вытаскиваем. А если металл, то просто наверх подаем, а там уже разбираются другие люди. Может, стреляная гильза, ее можно ощупать, а остальное уже как-то проблематично".
Виталий Гунькин, водолаз: "Измерить, примерно можно, я так думаю, кубов 5 уже пропустили грунта. Воды, естественно, больше. Ну, вода она – мы же ее берем, и тут же она назад возвращается, вот она сливается".
Водолазы нащупали две решающие находки. Это часть капота и фрагмент двигателя Яка. О самолете и его пилоте именно они расскажут всё.
"Вот эта часть двигателя, вот, вот она. Вот она – и на ней номер, это дублирующий номер. Я подчеркиваю, дублирующий номер краской – механики обычно писали, чтобы если сдавать в ремонт когда, получается, чтобы так сказать, не потеряться, какой от какой машины, от какого самолета этот номер. А это вот на заводе штамповались номера".
Як с таким номером пропал 8 июля 1942-го – это выяснили по архивным данным. Вместе с ним в тот день в окрестностях исчезла чуть ли не четверть полка – еще 8 самолетов. Все они прикрывали штаб Черняховского – находился всего в 4 км отсюда - и железную дорогу – от Отрожки до Беляево. Воздушной машиной, от которой осталось лишь это, управлял 29-летний старлей Сергей Докучаев. Выпускник краснодарской школы пилотов начинал войну в Вильнюсе. Где закончил, его семья не знала до сих пор. С фронта Сергея Докучаева ждали жена и сын. Командир эскадрильи числился как "НБЗ" – не вернувшийся из боевого задания.
Виталий Латарцев, генеральный директор предприятия подводно-технических работ: "Это был воздушный бой, потому что самолет Як-1, на котором он летал, имеет такой гильза сборник. И мы находили достаточно много стреляных гильз, то есть, бой был, он воевал, вел воздушный бой, но как говорится, не повезло. Бронеспинка является как бы крышкой гроба – вся хвостовая масса этого самолета давит на бронеспинку и вжимает летчика в приборную доску".
Бронеспинку так и не отыскали, как и останки летчика. Предполагают, он мог быть захоронен еще во время войны. Зато сына и внучку Сергея Докучаева нашли и даже связались с ними – они живут в Сочи. И сами летчика активно искали 7 лет назад. Теперь намерены увидеть озеро, где затерялись следы старлея Докучаева.
Евгения Соседко, Андрей Солодов и Дмитрий Овчинников