< >

​На Международный симпозиум в столице Черноземья собрались боброведы

Вести Воронеж 2909

VII Международный бобровый симпозиум открылся в Воронежском биосферном заповеднике. Его проводят раз в три года в разных странах мира, в России – это второй раз. Первым делом гостям показали государственный бобровый питомник – единственный в мире.

У них нет имён – только порядковые номера. Вот эту бобриху зовут 4.00, она в питомнике самая пожилая: 15 лет, успела овдоветь. Сотрудники питомника подобрали ей жениха моложе на 5 лет и надеются получить ещё потомство. Бобры в неволе – долгожители – до 25 доживают. Воронежский питомник обеспечивает племенными бобрами всю страну: половина всех живущих в России бобров родом – отсюда.

Владимир Лавров, ведущий научный сотрудник Воронежского биосферного заповедника: «Бобр уже не занесён в красную книгу, он промысловым видом является, исключение составляют азиатские подвиды бобра. Если необходим бобр для разведения или для зоопарков, цирков и так далее, то как не здесь взять этого бобра, который уже десятое поколение, они уже ручные».

В питомнике около пяти сотен племенных бобров. Они, кстати, моногамны – пары создают на всю жизнь. В неволе, правда, сватовство проходит с переменным успехом.

Гостям показывают бобронариум – это, говорят, не просто красивый аквариум для туристов: в нём полностью воссоздана экосистема. Здесь есть и хатка и плотина, в дикой природе эти сооружения меняют русла рек, а иногда и сельские огороды превращают в болота. Поэтому задача ученых, уверены участники симпозиума, понять, как согласовать комфортную жизнь бобров бок о бок с людьми. В Европе, в отличие от России, бобр – промысловый вид. Но не везде. В Великобритании это животное только пытаются распространить. А вот в Литве бобров много, и они создают массу проблем.

Алюс Уляйчус, преподаватель Вильнюсского университета: «Вредит сельскому хозяйству, лесному хозяйству в некоторых местах. Это есть найти такие точки соприкосновения между пользой экосистему и деятельностью человека. Теперь проблема доказать, что он хорош для экосистемы и изучение никогда не кончится».

Павел Мунслингер, ученый Карлова университета, Прага: «У нас нет специальных питомников для бобра. Но сейчас это бы и не было возможно, потому что бобры почти везде. Мы используем генетические техники, чтобы узнать о жизни бобра, о социальной жизни и структуре популяции».

В Воронежской области по результатам последнего – весеннего учёта – 3500 бобров. Состав, а точнее, мощность бобровой семьи ученые определяют по нагрызам на стволах. В одной семье может быть до 15 животных – это пара родителей и дети разного возраста. Самостоятельную жизнь особи начинают в три года – это своего рода бобровое совершеннолетие.

Увидеть бобра в живой природе не специалисту практически невозможно. Между тем, живут они везде, даже в центре Воронежа. На петровском острове, говорят ученые, не раз видели деревья с характерными следами зубов. Вот, вы видите бобра? А он есть.

Наталья Зубкова, Виктор Щеглов, Юрий Вахтин

Читайте также