В день рождения Александра Бучкури Воронеж вспоминал художника
Он создал целую галерею портретов воронежских крестьянок, но работ его осталось мало – они погибли во время фашистской оккупации. Он учился у Ильи Репина, а сам стоял у истоков создания Воронежского художественного училища и воспитал много учеников. Со дня рождения живописца Александра Бучкури исполнилось 145 лет.
Он был одним из любимых воспитанников Ильи Репина, у которого учился в Академии Художеств. Перед ним открывалось блестящее будущее в столице, но Александр Бучкури оставил Петербург и вернулся в Воронеж, где создал множество картин. Целая серия женских портретов, причём не аристократок, а крестьянок в народных костюмах вышла из-под его кисти.
Серия портретов крестьянок давала молодому художнику дополнительный заработок. С его этюдов издательство «Ришар» делало почтовые открытки, которые разлетались по всей России. Работал всегда тщательно, чему научился в репинской мастерской. Некоторые картины писались годами.
Ольга Рябчикова, заместитель директора музея имени Крамского: «Работа «Прачки», которая находится в коллекции музея, начало работы над картиной – 1908 год. А была закончена она в 1937 году. Это не значит, что на протяжении этого периода художник постоянно писал. Просто он периодически возвращался к картине, находил какие-то недостатки, исправлял».
Бучкури писал в особой манере. Его картины как бы чуть-чуть не закончены, но это создает особое впечатление.
Владимир Добромиров, директор музея имени Крамского: «Бучкури стал одним из первых импрессионистов Воронежа. Потому что писал обобщёнными мазочками, набранными словно мозаикой, к сожалению, не много наследия сохранилось».
Александр Бучкури стоял у истоков Воронежского художественного училища. С 1919 года он преподавал в свободных мастерских, а, затем в художественно-промышленном техникуме. Учениками были Вадим Рындин, Наталья Бессарабова, в будущем известные художники. Сам же мастер в советские годы, когда приходилось писать портреты вождей, пионеров и передовиков, испытывал мучительные внутренние противоречия.
Владимир Добромиров, директор музея имени Крамского: «Старейший журналист Подкопаев удивлялся, почему у него в мастерской есть портреты в образе Иуды. А я уже понимал. Он входил в противоречие как представитель прежнего поколения и не находил контактов с новым».
Несколько картин есть в музеях Одессы, Ростова и Красноярска. В фондах музея имени Крамского немногим более 40 работ художника. Это и тематические полотна, и маленькие этюды – один из них с дарственной надписью сотруднику хранилища и автографом Бучкури.
Елена Пшеницына, главный хранитель музея имени Крамского: ««Дорогому Леониду Митрофановичу Афанасьеву на добрую память 16 ноября 1941 года А. Бучкури». Это был последний подарок счастливой человеческой жизни».
Дальше была оккупация Воронежа. Улицу, где жил когда-то Александр Бучкури, в 1962 году назвали его именем. Во время бомбежки в сорок втором в его дом попала бомба. Ученики тщетно рылись в огромной воронке, разыскивая хоть какие-нибудь полотна.
Александр Бучкури погиб во время оккупации Воронежа фашистами. Достоверных сведений о том, как это произошло, нет. По одной из версий, он был расстрелян в Песчаном Логу среди сотен других воронежцев. По другой же версии, его встретили далеко отсюда, за 200 километров, под Россошью. Пожилой художник с трудом толкал перед собой коляску с больной женой. Дальше следы его теряются.
Ольга Зубкова, Евгений Шахов