< >

В Воронежской области набирает популярность потребительский экстремизм

Вести Воронеж 11940

Есть такие люди – ходят в магазин не за покупками, а за выгодой. А после того, как обливаются кофе в кафе идут в суд за компенсацией. Что это? Сомнительный способ обогатиться за счёт предпринимателей или защита законных прав потребителей?

Уже появился в мире такой термин – «потребительский экстремизм». В России он только набирает популярность. Например, за рубежом уже давно научились бороться с такими покупателями. Это для них на стаканчиках с кофе предупреждают, что он горячий, а в инструкциях к стиральной машинке есть надпись: «не используйте для мытья или сушки домашних животных».

Юрий Попов в Терновке настоящая знаменитость в узких предпринимательских кругах. Автографы, правда, не просят, скорее, побаиваются, рассказывает Юрий. Он всё время судится с местными торговцами. Говорит, так воспитывает.

Продавец на рынке:

«Сыр его за сто рублей устроил, а сосиски не устроили. Я позвоню начальнику. Он всё время всё по 100 рублей скупает и хочет, чтобы ему высшего качества продавали».

Рассказывает, недавно на заправке ему недолили топлива на 18 копеек. В итоге – отсудил 800 рублей за моральный ущерб.

Юрий Попов, житель с. Терновка:

«Приезжали даже бандиты ко мне. Искали меня мордовороты. Джип без номеров был. Я заявление сделал в полицию. Процессуальная проверка сейчас проходит. Хотели меня так запугать, но на меня где сядешь, там и слезешь».

Ежегодно на его счету около десяти разбирательств. Этим и живёт.

Юрий Попов, житель с. Терновка:

«За селёдку судился. В Терновском районе магазин один. Купил селёдку и потом мировое соглашение – 10 тысяч рублей мне заплатили сразу. Наш Грибановский районный суд в Терновке. А получилось так: хозяин-предприниматель покупал селёдку на базе, сам её солил и ярлыки лепил «Тамбоврыба». В общем, я все это дело раскрутил и подал иск на магазин. Ну, теперь можно и на изготовителя подать иск».

В Воронеже есть тоже человек, который специализируется на потребительском экстремизме. Он держит в страхе магазины продуктов и бытовой техники. По подсчетам юристов, за год от него в Роспотребнадзор поступает больше двух сотен жалоб. Один гипермаркет техники выдержал натиск. С гордостью рассказывают, что два из трёх процессов они выиграли.

Иван Гребенников, заместитель директора по правовым вопросам гипермаркета техники:

«Мы всегда занимали такую позицию – не идти на поводу. Нашей организацией было сделано всё в досудебном порядке. Но потребитель, явно злоупотребляя своими правами предоставленными , специально доводил до судебного разбирательства, надеясь на выплату штрафов и неустоек».

Таких чересчур инициативных покупателей в Воронеже можно пересчитать по пальцам одной руки. Им предприниматели объявили войну. На конференции для них юристы и психологи устроили ликбез. Активный и пассивный позитив, удивление, скука, принятие решения – этими эмоциями продавцам нужно виртуозно научиться управлять. Это поможет держать ситуацию под контролем.

Кирилл Шестаков, психолог:

«Для того, чтобы работать с этими вещами, надо калибровать вот эти вещи. Потому что люди, которые приходят именно вот с этой целью, они определенным образом, выглядят, понимаете? Немножко отличаются от тех людей, которые приходят с целью для себя что-то купить».

Первый признак того, что перед вами потребитель-экстремист – это не желание пойти на мировую, а намерение идти в суд. Зарубежный опыт уже пора перенимать, говорят юристы. Предупреждать, что планшет может перегреваться или, например, кофе бывает горячим.

Юлия Амелехина, юрист воронежской региональной общественной организации по защите прав потребителей:

«Меня не предупредили о том, что нельзя несчастную кошку стирать в машинке. Я же не знал! Здесь нужно защищаться любыми способами – передавать буклеты, заключать какие-то коротенькие договоры розничной продажи, где будет прописана строчка, что покупатель предупрежден о всей информации.

А Юрий Попов уже готовит новый иск в суд. Мужчина купил несколько килограммов уценённых сосисок почти на 700 рублей. Качеством остался недоволен. Игра продолжается.

Надежда Абросимова, Олеся Тихомирова, Павел Редькин.

Читайте также