«Компактный город» с «лёгкими парками». Какое будущее ждёт Воронеж?
Это – Воронеж прямо сейчас, а вот каким он должен быть в светлом будущем – сегодня обсуждали на урбанистическом форуме. Там собрались эксперты в области городского строительства. В один голос чиновники и архитекторы говорят – городу нужны «легкие» – парки и скверы. Тех, что уже есть – недостаточно. Тем временем свободные участки в центре «захватывают» строители. Где и когда появятся новые кварталы?
В историческом центре города это, пожалуй, единственная незастроенная площадка – территория бывшего свечного завода. Недавно выкуплена строительной компанией. Этот участок земли настолько перспективный, что застройщик даже согласился на обременение – обещал сохранить дореволюционный колорит главного здания.
Владимир Артемьев, заместитель директора строительной компании:
«Вот эта улица Красноармейская будет расширена. Это позволит увеличить количество полос до трех . А здание останется, оно будет отреставрировано, будет стоять в центре улицы Красноармейской».
Так будет выглядеть этот квартал через пять лет. Правда, пока ни окончательного плана, ни разрешения на строительство – нет. Но работы уже начались. Снос старых зданий и разбор завалов идёт и на бывшей территории завода «Воронежсельмаш». Этот проект позиционируют как «мини-город» в центре мегаполиса. Архитекторы бьют тревогу.
Наталья Фирсова, заведующая кафедрой градостроительства Воронежского ГАСУ:
«Обеднение новой архитектуры и современных зданий, которое происходит стремительными темпами. Когда мы видели сегодня картинки с парками, все обратили внимание – одинаковые здания, то есть никто не отменял привлекательность, эстетику, художественный образ города. Сейчас город начинает страдать».
Страдать придется не только эстетам, но и водителям. Такое количество новых квартир в «тихом» центре и в районе улицы 9 Января означает только одно – транспортный коллапс. Застройщик обещает эту проблему решить.
Андрей Соболев, заместитель директора строительной компании:
«Предусмотрено развитие транспортных развязок, дорог-дублеров параллельно улице 20-летия Октября с выходом на набережную, на центральную часть города. Такие проекты, конечно, требуют достаточных ресурсов для развития, но, поверьте, не настолько больших, чтобы сделать комфортные транспортные узлы и развязки».
Модная тенденция, которая захватывает Воронеж – создание «компактного города». Это значит, что плотная многоэтажная застройка на окраинах будет остановлена. Об этом на форуме говорил мэр Александр Гусев. Новое жилье появится за счет территории заброшенных промышленных предприятий и ветхого частного сектора. Градоначальник не скрывает, что хотел бы заменить его комфортным жильем.
Александр Гусев, мэр города Воронежа:
«Мы должны понять, где нельзя строить высотные здания, и не допустить там строительства. Вот склоновая часть города – место, которое должно попасть под табу многоэтажной застройки. К сожалению, точечно это уже случилось, мы этого не исправим. Но в дальнейшем мы не должны этого допустить. Там мы ограничили высотность тремя этажами».
На форуме обсудили несколько крупных «зелёных» проектов города. Для «Орлёнка» ищут инвесторов, территорию возле Дворца детей и молодежи превратят в Литературный парк, преобразятся и набережные. Петровскую, например, планируют расширить за счёт намыва новых участков земли. Идеи требуют больших инвестиций, поэтому пока инициативы на стадии обсуждения.
Эксперты единодушны – городу нужны «лёгкие» – парки и скверы. Но пока растут только каменные джунгли. Многоэтажки возможно появятся и здесь – не территории бывшего советского гиганта – экскаваторного завода. На эту землю уже положили глаз строители. Сейчас 45 гектаров фактически в центре города делят полсотни собственников. И договориться со всеми, видимо, будет непросто.
Администрации Воронежа ещё предстоит урегулировать юридические и земельные вопросы. И только потом здесь сможет появиться жилой квартал – и это, как считают в мэрии, соответствует концепции развития города.
Анна Андреещева, Евгений Шахов