< >

​Как корреспондент «Вести-Воронеж» училась ходить по воде

Вести Воронеж 3593

Почти что половодье в начале лета зафиксировано в Панинском районе. Правда там постаралась не природа, а люди. Из-за плотины на пруду местами затопило защитную лесополосу. Инспекторы Россельхознадзора выяснили, гидросооружение возведено самовольно.

Проект владелец не согласовывал ни с сельскими, ни с районными чиновниками. Вместе с проверяющими наш корреспондент Евгения Соседко оценивала масштабы бедствия и даже научилась ходить по воде.

Тут теперь вечный прилив. Едва заметный водоём превратился в пруд –такой, что из космоса видно. Новую акваторию через спутники рассмотрели инспекторы Россельхознадзора. Выяснили, половодье устроил владелец земли. Самовольно возвёл тут плотину, ещё воды добавили дожди – пруд вышел из берегов. Следом за ним – чиновники. Мини-потоп на границе Панинского и Новоусманского районов. Гадают, какой пострадал больше.

Анатолий Ситников, глава Ивановского сельского поселения:

«Тополя – это их, значит. У нас нет тополей, слава Богу, ничего не затопило. На нашей территории все хорошо. Когда пруд находится между двух поселений, значит, заключает договор аренды районная администрация. Знаю, что строительная организация какая-то делала ему плотины».

Всё здесь для отдыхающих. Эти берега займёт турбаза, говорят её работники. Встречать рыбаков уже готовы – даже расценки есть. Водоёмов тут теперь каскад. Самый большой – проток реки Правая Хава. Только вот пейзаж там подкачал – отдых с видом на сельское кладбище вряд ли стал бы популярен. Похоже, именно поэтому воду и пришлось уводить в сторону.

Получилась вот такая утонувшая роща. Но в отличие от мангровых лесов, эти в воде не растут. Только здесь экологи насчитали пару десятков погибших тополей. Возраст минимум лет 30. Парадокс, но деревья в пруду засохли. Были частью лесозащитной полосы, теперь здесь брешь.

Василий Протченков, главный специалист по охране окружающей среды Панинского района:

«Верхние рисочки воды – то есть это где-то сантиметров 40. По коре видно, где стояла вода. Но я так думаю, что дожди вот эти у нас в течение 2 месяцев шли, то есть ну, где-то месяца 2 я думаю, они уже стоят, это точно. Кора уже всё, гниль вся эта пошла, древесина гниет. Это уже понятно, что пересадить это никак не возможно будет».

Евгения Соседко, журналист:

«Плотина может навредить и местному фермеру. Отсюда до поля буквально метров 20. Эти тополя спасали будущий урожай от пыли, воды, ветра и вредителей. Но, судя по пенькам, деревья стали вырубать ещё до строительства гидросооружения. Теперь пшеница и вовсе – без защиты».

Ещё бывшие паи тут утонули в глине. Судя по виду, самовольную плотину соорудили из того самого элитного Панинского чернозёма. То, что осталось, свали рядом. Пострадавшую территорию инспекторы Россельхознадзора замерили. За перемещение почвы и перекрытие плодородного слоя владельцу грозят пара внушительных штрафов.

Владимир Фомин, старший госинспектор Управления Россельхознадзора по Воронежской области:

«Где-то порядка 25 соток там, то есть это нанесен ущерб землям сельхозназначения. За данное правонарушение предусмотрен административный штраф в размере от 400 до 700 тысяч рублей. Водопроницаемость, воздухопроницаемость в почве нарушена – то есть плодородный слой поврежден».

Убытки этой ещё не открывшейся базе отдыха гарантируют и экологи. Обследовав все утонувшие тополя, подсчитают ущерб природе. Но прежде, говорят, нужно всё же определиться, какой – Панинской или Новоусманской.

Евгения Соседко, Дмитрий Овчинников

Читайте также