Жители столицы смогут увидеть картины Елены Киселёвой из фондов музея Крамского
Картины из Воронежского художественного музея имени Крамского в последнее время регулярно экспонируются в разных федеральных музеях. Сейчас к отправке в музей русского импрессионизма в Москве готовится коллекция картин известной художницы Елены Киселёвой.
Тот, кто хоть однажды бывал в музее имени Крамского эту картину, наверняка, запомнил – «Маруся» Елены Киселёвой. Яркая, красивая брюнетка в синем платье и красной шали, сидящая на фоне ниспадающих тканей. Полотно бережно снимают со стены вместе с соседними. Их не отправляют на реставрацию. Просто «Маруся» и ещё 38 картин готовятся к выставке в Москве.
В последние годы музей имени Крамского активно сотрудничает со столичными музеями. Несколько крупных выставок проходили в Третьяковке, музее имени Пушкина, Центрах искусств. Коллекцию картин Елены Киселевой заказал для экспозиции музей русского импрессионизма. Подготовка шла 1,5 года.
Елена Пшеницына, главный хранитель Воронежского художественного музея имени Крамского:
«Огромная работа проведена по фотофиксации, уточнению атрибуций, по подбору картин и делению портреты, пейзажи, подписи, авторские надписи Елены Андреевны. Изучали материалы 60-70 лет, записи в инвентарях, когда работы принимались на постоянное хранение».
Основы художественного образования Елена, дочь известного математика, получила в Воронеже в частных рисовальных школах. А потом поступила в Императорскую Академию художеств, где её наставником стал Илья Репин. Огромное влияние оказала французская живопись, благодаря которой Киселева нашла свой особый художественный язык. После революции эмигрировала. В 1929 году одну из её картин подарили воронежскому музею. В 60-х годах творчеством художницы занималась известный искусствовед Маргарита Лунева, которая переписывалась с автором. Вот тогда Елена и решила подарить все свои картины, сохранившиеся в эмиграции, Воронежу.
Ольга Рябчикова, заведующая экспозиционным отделом Воронежского художественного музея имени Крамского:
«Только одной работы мы лишились – «Андалузские кошки». Их можно увидеть на картине «У себя», она висит на стене. Её забраковал столичный искусствовед, сказав, что эта работа не достойна, не имеет художественного значения, на что Елена Андреевна обиделась и сказала, что ни одна работа не вернется в Россию. И только после уговоров мужа картины всё-таки приехали. Но вот кошек андалузских в нашей коллекции нет.
Из 43 произведений художницы 39 увидит столичный зритель. Картины тщательно подготавливают к путешествию и упаковывают. Воронежским любителям живописи придется подождать, когда коллекция снова вернется в свою основную экспозицию.
Ольга Зубкова, Павел Редькин