< >

Рассказ Андрея Платонова «Никита» требуют исключить из школьной программы

Вести Воронеж 5300

Рассказ нашего земляка Андрея Платонова «Никита» может быть исключён из школьной программы. С такой просьбой в Министерство образования намерены обратиться красноярские общественники. Родители учеников считают, что текст, который обычно проходят в пятом классе, может навредить детской психике.

В воронежской гимназии имени Платонова изучать произведения известного земляка начинают со второго класса. Помимо школьной программы – платоновские чтения, музейные уроки, литературные исследования, постановки любительского театра. В роли Никиты Арсений Святченко открывал новый учебный год.

Арсений Святченко ученик 4 класса гимназии имени Платонова:

«Он самостоятельный, добрый, фантазёр. Ему было настолько одиноко, что он общался с баней, с пеньками».

5 класс на уроке литературы. Как раз приступили к изучению рассказа о Никите. Главный герой – 5-летний мальчик, который остаётся в доме за главного пока мать работает на колхозных полях, а отец воюет на фронте. В одиночку ребёнку тяжело победить страх.

«– Он боится не то существо, которое живёт в бочке, он боится неизвестности. Когда идёшь по улице или дома какой- то предмет стоит, и он похож на лицо, и ты начинаешь придумывать развивать эту мысль».

Литературный герой Никита одушевляет всё вокруг себя. Но часто предметы обладают чертами уже умерших знакомых ребёнка.

Именно эти детские страхи и фантазии несут угрозу неокрепшей психике школьников, уверены красноярские общественники. Вместе с Платоновским «Никитой» под запрет может попасть «Глюк» Людмилы Петрушевской – там якобы пропагандируется употребление наркотиков.

Виктор Зубарев, член общественного совета:

«Отправить на экспертизу профессионалам, оценить воздействие этой литературы на сознание детей и не рекомендовать. По большому счету, нам и так понятно по полученным результатам – не рекомендовать эту литературу детям 12+ и для детского прочтения в школах».

Воронежские филологи с красноярскими общественниками не согласны. Их и так тревожит тенденция к упрощению обязательных текстов для молодёжи. Такими темпами из школьной программы могут пропасть и Толстой, и Достоевский.

Тамара Никонова доктор филологических наук, профессор ВГУ:

«У Андрея Платонова вообще мир тревожный вокруг. Но кто будет отрицать, что наш мир лишён конфликтов. Мы же готовим детей к тому, чтобы они умели что-то видеть в мире, сопереживать».

Вот и в «Никите» учителя предлагают обращать внимание не столько на природу детских страхов, сколько на смыслы, которые автор пытается преподнести детям в иносказательной форме.

Екатерина Рисованая, учитель русского языка и литературы гимназии имени Андрея Платонова:

«Вот это лёгкое чтение, к которому мы в последнее время привыкли, с Платоновым такое не пройдёт. Здесь надо сесть, подумать, капнуть текст ещё и ещё раз. Почему так сказал, почему это слово. И тогда всё станет на свои места».

Понимание ребенком Платонова зависит, конечно же, от мастерства учителя, говорят педагоги. Ведь его тексты действительно местами трудные и мрачные. Рассказ «Никита» же заканчивается оптимистично. Отец мальчика возвращается с фронта. И первый совместно забитый ими гвоздь, ассоциируется у героя с добрым человеком.

Анна Белоглазкина, Татьяна Маликова, Константин Кохаров

В рассказе Андрея Платонова увидели угрозу детской психике

Теги:

ВГУ

Читайте также