Мечта краеведа. Откуда черпают вдохновение музейные энтузиасты
Александр Шнырев полностью взял на себя подготовку народного фестиваля в Землянске.
В Воронежском регионе грядёт фестивальная суббота – сразу в нескольких районах пройдут праздники, посвящённые либо агрокультуре, либо знаменитым землякам. Один из них – фестиваль памяти капельмейстера Ильи Шатрова, автора знаменитого вальса «На сопках Манчжурии». Фестиваль будет народным – всю подготовку на себя взял местный энтузиаст. Энергии людей, которые практически в одиночку развивают туристический продукт в районах области, можно позавидовать.
Александр Шнырев готовит поляну – на пятачке около землянской школы искусств будет греметь фестиваль. Здесь из палет соберут сцену, там установят палатки с мастер-классами по народному творчеству. В этом году единственный организатор и идейный вдохновитель готовит сюрприз – ростовский ансамбль «Донцы» перед гастролями в Китае заедет исполнить легендарный вальс на народных инструментах.
Идею увековечить память автора знаменитого вальса на родине пришла Александру Шныреву пару лет назад, но поддержки от чиновников он не нашёл, взялся сам. Провёл первый, практически камерный музыкальный фестиваль, сам же установил и памятник Илье Шатрову. Мемориальную доску заказал у сослуживца в Карелии, остальное пришлось ковать самому. Работал месяц, консультировался с кузнецами на форумах.
Александр Шнырев, краевед-любитель:
«Допустим, герб Землянска, кованое изделие, и ноты. Причём, для нот мы использовали фрагмент вальса «На сопках Манчжурии», взяли фрагмент, там есть такой момент «наши герои», как раз этот сюжет пришлось выковать на нотном стане».
Автор вальса получил георгиевский крест во время Русско-японской войны. Под Мукденом вывел из окопа оркестр играть боевой марш. Вслед за музыкантами в атаку поднялся весь полк и прорвал многодневное окружение. А ещё Александр хочет увековечить память солдат 226 Землянского полка, тех самых, что во время Первой Мировой участвовали в знаменитой «атаке мертвецов», несмотря на тяжёлое отравление хлором, обратили в бегство немецкие воинские соединения. История эта почти легендарная, но полных георгиевских кавалеров, рассказывает Александр Шнырев, в Землянске точно не менее 5. Мечта краеведа – создать музей, но денег нет, коллекцию хранит у себя дома.
С мечты начинался и музей советского быта в Воронеже. Его основатель, Владимир Мальцев взял в ипотеку квартиру в центре, на кредит и коммунальные услуги уходит вся пенсия, экскурсоводы трудятся тоже почти на энтузиазме. Коллекцию пополняют воронежцы. Например, детский автомат ППШ, совсем как настоящий, привезли музею в подарок. Экспозицию обновляют каждые полгода. Дополнительное помещение выделило областное правительство – правда, в спальном районе. Там готовят выставку «Праздники, рожденные революцией», а в центре пока Маршак – и игрушки советского детства.
«– Потратил все свои отпускные на коммуналку. Ну, а что делать, надо же сохранять. Не только я себе не прощу, воронежцы себе не простят, если не будет музея истории Воронежа. Надо жертвовать».
Такого рода частные инициативы, говорят специалисты, могут быть успешны при соблюдении двух условий. Во-первых, наличие денег для того, чтобы инвестировать в проект, во-вторых, близость к раскрученному туристическому объекту. Так, с помощью частников активно развивается туристический кластер в Рамони.
Елена Наливкина опыт работы с туристами во дворце Ольденбургских теперь применяет в собственном стартапе. Когда люди в Рамонь потянулись, продали квартиру и переехали в старинный деревянный дом. Пришлось сделать реставрацию и превратить половину в антимузей старинных игр. Три года учат детей и взрослых играть в бирюльки, метать блины и жарить конфеты. Роман Наливкин сделал их минимум тысячу.
Сейчас жизнь у проекта уже практически сладкая – объект эксперты называют одним из самых успешных. Поиграть за эти годы успели 22 тысячи туристов. На соседней улице вдохновленные местные жители собираются открывать музей бани. Клоны рамонского «антимузея», рассказывают, начали появляться в других городах.
Роман Наливкин, владелец частного антимузея:
«Если бы не было какого-то опыта, который можно было бы здесь вложить, применить, мы ни за что бы не рискнули. Это такая сумасшедшая идея, если со стороны поглядеть. Учитывая, что во дворец едут группы, мы про эти группы знаем, мы и ввязались в эту авантюру».
На авантюры в области частники решаются всё чаще – в регионе примерно десяток вот таких инициатив. Большинство из них работают нерегулярно – под пакетные туры.
Геннадий Малыш, директор МБУ «Туристско-информационный центр Воронежа»:
«На частных инициативах весь туризм стоит, не важно, это экскурсионная программа или частный музей. Если мы посмотрим опыт Европы, в той же самой Барселоне, частных музеев 70%, три четверти. Если смотреть на города Золотого кольца, частные музеи интереснее, потому что они более камерные, менее находятся в каких-то рамках, сейчас популярностью пользуются интерактивные, мультимедийные музеи».
Впрочем, выживают на рынке не все. В этом году закрылся легендарный музей-квартира Есенина, музей оружия в Борисоглебске, временно приостановил работу и интерактивный музей БИМ, открывшийся в начале года. Наталья Зубкова, Юрий Вахин