«Хотим знать правила игры». Почему воронежцы забраковали проект застройки за Домом быта
Горожане назвали планировку квартала слабой.

Проект застройки квартала, ограниченного улицами Моисеева, Челюскинцев, Краснознамённой и Конно-Стрелецким переулком, не получил единодушного одобрения горожан. Побывавшие на публичных слушаниях воронежцы назвали проект «слабоватым». Другого и не следовало ожидать – планировка территории и призыв к местным жителям согласиться на неё, действительно, оставляют немало вопросов.
В обновленном квартале планируется построить дома до 17 этажей. Пока в квартале живут 4370 человек, после застройки территории это
число увеличится до 6120. Общая площадь жилой застройки составит 52,5
тыс. кв. м,
население нового жилого фонда – 1750 человек, количество квартир – 795.
Проектом планировки предусмотрена одна подземная двухуровневая парковка
на 397 машины и надземные стоянки на 191 автомобилей.
Почему проект вызвал много нареканий – в обзоре «Вести-Воронеж».
Причина №1. Неопределённое будущее
Квартал за Домом быта – перспективная территория и потому лакомый кусочек для будущего инвестора. Ему предстоит застроить 21,3 га территории практически в центре города, где сейчас – малоэтажные и частные дома.
Чтобы местные жители согласились на снос своих домов в таком квартале, им нужно предложить выгодные условия, однако горожанам не предложили ничего. И это основная проблема. И если бы её не было, горожане бы вполне могли на слушаниях одобрить проект.
– С нами никто не разговаривал, поэтому как мы можем согласиться на проект, не зная, что нас ждёт. Хотя в квартале такие развалюхи, что жить в них просто невыносимо: удобства на улице, крыши текут, у некоторых нет газа. Люди ходят купаться в общественные бани. Я не против сноса дома, но хочу остаться жить в этом же квартале – пять лет назад я покупала дом почти в центре города не для того, чтобы сейчас в Шилово уехать. Согласна и на денежную компенсацию – тогда куплю квартиру где-нибудь на Кирова, – рассказала корреспонденту «Вести-Воронеж» жительница дома №9/3 по улице Конноармейской Любовь Лазарь.
Поскольку инвестора пока нет, и предлагать-то некому: организаторы публичных слушаний уверяют, что после определения застройщика с каждым собственником будут говорить в индивидуальном порядке. Однако сами жильцы квартала в это не верят: «Когда инвестор получит право на снос домов, думаете, он будет к нам прислушиваться?!»
Причина №2. Нежелание менять частный дом на квартиру
Для тех, кто большую часть жизни прожил в частном доме, переезд в квартиру – совсем не радужная перспектива. На своём участке ты сам себе хозяин: есть и гараж, и огород или палисадник.
Собственники жилья просили исключить их дома, не относящиеся к ветхим, из проекта планировки. Мэрия отчасти пошла навстречу жильцам и разделила территорию на два квартала – в первом площадью 4,9 га (ограниченном улицами Лётчика Злобина, Лётчика Щербакова, Конноармейской, 5 Декабря и переулком Конно-Стрелецким) – будут дома не выше трёх этажей, во втором площадью 16,4 га (оставшаяся территория) – новостройки от 5 до 17 этажей.
Например, дом Юрия Чернятина на улице 5 Декабря в квартал №1, а мужчина хотел бы остаться жить в частном доме. Поэтому Чернятин предложил дома тех, кто против переезда в многоэтажку, «перенести» в квартал малоэтажной застройки, а дома тех, кто хотел бы жить в квартире – в квартал №2, зону повышенной этажности.
– Но это нужно уже на том берегу, а не на том, когда уже будет поздно. Мы хотим знать правила игры именно сейчас, – резюмировал Чернятин.
Причина №3. Транспортный коллапс
Квартал за Домом быта ограничен неширокими улицами Моисеева, Челюскинцев, Краснознамённой и Конно-Стрелецким переулком. Как отметил член общественной палаты Воронежа Константин Квасов, после застройки территории вся нагрузка окажется «на двух магистралях, собирающих жителей со всего квартала», – это улицы Моисеева и Краснознамённая. Они уже сейчас в часы пик стоят в обе стороны, но после появления многоэтажек ситуация только усугубится.
Начальник отдела предпроектной и проектной документации МКП «Управление главного архитектора» Ольга Гончарова подтвердила, что расширения проезжих частей не планируется.
Причина №4. Отсутствие сетей
Если идти навстречу собственникам жилья, которые хотят сохранить частные дома, то комплексной застройки не получится – придётся ограничиться точечной, уверен уличком Михаил Кондрашов. Однако отсюда вытекает другая проблема.
– Часть квартала находится в низине. Например, уровень улицы Щербакова ниже уровня других улиц, поэтому на ней нет центральной канализации. Если инвестор примется за точечную застройку, он новые дома «приподнимет» и «врежется» в имеющуюся канализацию, оставив старые дома по-прежнему без сетей. А при плановой комплексной застройке полностью переделывают проекты канализационных сетей с учётом требований закона и интересов собственников, – отметил Михаил Кондрашов.
К чему в итоге пришли?
Многие участники публичных слушаний отметили, что они за развитие квартала за Домом быта. Но в том виде, в каком для них представили проект, жильцы утверждать его отказались – пока не будет гарантий того, что застройщик действительно прислушается к мнению каждого из них.
Конструктивнее всех оказался общественник Константин Квасов – он предложил «внести обременение будущему инвестору», чтобы обязанность застройщика переселить жильцов в оговоренные с ними дома была закреплена документально. Кроме того, общественник предложил сделать «отступ от участков жильцов, не согласных на снос, не менее 10 м – это позволит не препятствовать комплексному развитию территории».
Секретарь публичных слушаний Олег Накаряков заверил, что замечания участников публичных слушаний «будут учтены рабочей группой».
Екатерина Трещикова