< >

Новые зубы для смертельно больного: Илья Варламов обрисовал будущее воронежского метро

Блогер перечислил причины, по которым столице Черноземья не нужен метрополитен.

Елена Гончарова Вести Воронеж 9628
Новые зубы для смертельно больного: Илья Варламов обрисовал будущее воронежского метро

Илья Варламов опубликовал в своем блоге текст, в котором объяснил, почему в Воронеже не будет метро и почему оно ему и не нужно. Пост «10 гвоздей в гроб воронежского метро» появился на странице автора в среду, 22 ноября.

Намерение городских властей построить в Воронеже метро он объяснил желанием каждого чиновника «иметь таблетку, которая спасёт город от пробок». А также желанием получить статусный объект, который придал бы городу «столичности» наряду в Москвой и Санкт-Петербургом.

- Его можно понять, ведь на это жалуются абсолютно все: люди в машинах, пассажиры автобусов, жители улиц, бизнес, депутаты и сами же чиновники. Сегодня это самая большая проблема российских городов. Это настоящая болезнь, схожая с ожирением. Только вместо систематического решения и походов в спортзал мэрии городов предпочитают ослаблять пояс: от ещё одной полосы дороги или закрытия трамвая на время становится легче, а в понедельник придумаем что-нибудь новенькое, - пояснил свою мысль Илья Варламов.

В своем посте блогер рассказал, почему, на его взгляд, строительство метрополитена лишь усугубит транспортные проблемы города и ухудшит качество жизни горожан, и как эти проблемы можно решить эффективно.

«Вести-Воронеж» выбрали самое интересное из поста Ильи Варламова. Полную версию читайте тут.

Метро долго строить

- Для этого нужно провести огромную подготовительную работу, а после ещё очень долго ковыряться под улицами. Сроки могут быть разными, но счёт идёт на десятилетия. Одну станцию нужно строить минимум три года, если же вам обещают меньший срок, то это ненаучная фантастика.

Метро дорого строить

- Тем временем денег нет. Их нет ни у Воронежа, ни у Омска, ни у федерального бюджета. Сегодня стройку метрополитена может позволить себе лишь Москва и частично Петербург, в то время как остальные города с уже сданными участками метро десятилетиями строят по 1-2 станции. Поэтому Министерство транспорта регулярно говорит, чтобы города решали свои транспортные проблемы без попыток замахнуться на недосягаемое.

Метро дорого содержать

Метро – дорогое инженерное сооружение, но беды транспортного чиновника и бюджетного предприятия не заканчиваются после перерезанных ленточек у турникетов. Нужны колоссальные потоки людей, чтобы окупить эти вложения.

Если же вы открываете участок метро с 3 или даже 5 станциями, то пользоваться метро никто не будет: люди быстрее пройдут пешком три километра, чем будут спускаться, ждать поезда, ехать и снова подниматься. Из-за этого поезда начинают ходить реже – происходит отток даже тех людей, которые готовы были ехать под землёй. Поезда начинают перевозить воздух.

В таком городе как Воронеж метро будет убыточным и будет требовать постоянных вливаний из бюджета. Денег не будет, как сегодня их нет на обычный общественный транспорт.

Метро убьёт остальной общественный транспорт

- А теперь давайте представим, что Воронеж всё же построил метро! Тут выясняется, что люди покатались на аттракционе, но ездить предпочитают на своей машине или маршрутке. Ведь доехать без пробок и быстро они могут лишь на расстояние пары километров, а поезда ходят не «как в Москве» (то есть раз в минуту), а гораздо реже. Люди начинают осознавать горький самообман, начинается отток пассажиров и экономия на всём и вся.

Например, в Самаре в 2007 метрополитену требовалось около 260 млн. рублей на поддержание работы, но зарабатывал он лишь 80 миллионов рублей. Дефицит покрывался из бюджета города: на метро уходило 25% денег, выделяемых на весь транспорт. При этом самарский метрополитен перевозил менее 8% всех городских пассажиров в 2013 году. Угадайте, есть ли в Самаре деньги на современные и удобные троллейбусы, трамваи, автобусы или на ремонт улиц?

Метро не отменяет необходимости в наземном транспорте

- Метро – магистральный вид транспорта, необходимый для того, чтобы люди могли быстро добраться из одного района города в другой. Поэтому станции метрополитена находятся далеко друг от друга, поэтому метро не делают у каждого подъезда.

Если в вашем городе есть метрополитен, который работает на 10 из 10 (как в Москве), но при этом убитый наземный транспорт, который стоит в пробках и ходит абы как (на 2 из 10), то транспортная система города в целом работает на 6 из 10. Люди просто не смогут доехать до метро или будут создавать пробки из-за поездки в соседний квартал.

Скоростной автобус или трамвай дешевле, быстрее и реалистичнее

- Метро – это дорого и долго, а город задыхается в пробках уже сегодня. Так как в городе в 2009 году выпилили трамвай, Воронеж лишился эффективного наземного магистрального транспорта. Обновить полотно, сделать обособленные линии, закупить новые вагоны, остановки и билетные автоматы было бы в разы дешевле и быстрее, чем построить метро. При этом трамвай обладает большой провозной способностью – из трамваев можно делать целые поезда! Именно поэтому в мире сегодня в основном строят трамвай, а не метро: это дешевле, быстрее и реалистичнее, хотя для этого нужно отнять полосы у машин.

Вы совершаете ту же ошибку, что и другие

- Ошибка большинства городов мира в том, что они пытаются поспеть за ростом автомобилизации, а не контролируют её. Ради этого в прошлом веке уничтожался трамвай: всем нужна была ещё одна полоса. К концу этого же столетия те же самые города стали кусать локти и тратить колоссальные деньги на восстановление трамвая – это дорого, но дешевле метрополитена. Поэтому и говорят, что в мире идёт трамвайный ренессанс.

Властям выгодно строить метро и ничего не делать

«Сладкая пилюля метро» хороша для чиновников, по мнению блогера, по нескольким причинам.

– люди не разбираются в теме, но активно требуют метро – чиновник выполняет волю народа;

– никто не отбирает пространство у машин для выделенных полос или трамвая: меньше гневной реакции от небольшой группы жителей;

– обещаниями можно кормить очень долго: за это время можно выйти на пенсию, а потом свалить вину на сменщиков, присланных из Москвы;

– если деньги есть, то их можно закапывать в землю, но жители или всякие блогеры не смогут это проверить: это ведь не детскую площадку во дворе открывать. В общем, с ними можно придумать что-нибудь интересное.

Строительство метро – кабальная зависимость

Если город начнёт строить метро, то обратного пути не будет: поддержание туннелей и оборудования будет стоить столько же, сколько вялое строительство новых участков.

Требуйте транспорт «как метро», а не сами многомиллиардные туннели

По мнению Илья Варламова, вместо метро, которое все равно не будет в Воронеже эффективным, горожане должны требовать от властей восстановления трамваев, выделения полос для общественного транспорта, ограничения маршруток и введения единого билета, покупки современных трамваев, троллейбусов и автобусов, строительства нормальных остановок и введения разумной системы оплаты.

- Реформа общественного транспорта – это больно, но эффективно. Строительство метро – это обман. У вас больной при смерти, а вы на последние деньги собираетесь вставить ему новые зубы, чтобы он сверкал голливудской улыбкой... – пояснил он.

Справка

Схема воронежского метро, разработанная специалистами компании «Киносарг», предполагает строительство трех веток общей протяженностью 58,6 км. Работу над технико-экономическим обоснованием проекта специалисты компании завершили в конце октября. Длина «Московско–Авиазаводской» ветки составит 20,25 км. Ее проложат от «Олимпика» до воронежского авиазавода через Московский проспект и новый метромост, который возведут южнее Вогресовского моста. Длина второй, «Тамбовско–Курской», ветки составит 14,54 км. Она возьмет начало у гипермаркета Metro и протянется до улицы Южно-Моравская через Северный мост, трамвайную эстакаду которого длиной 1,5 км планируется реконструировать и приспособить под нужды метрополитена. В ходе первой очереди работ обе ветки проложат до площади Ленина. Третья ветка, «Семилукско–Ростовская», протяженностью 23,8 км свяжет улицы 9 Января и Димитрова. Стоимость первой очереди работ оценивается в 43,7 млрд рублей.

В середине ноября ООО «Киносарг» опубликовало видеопрезентацию проекта. По мнению его авторов, эта схема позволит создать в городе современную систему скоростного рельсового пассажирского транспорта, обеспечивающую сообщение между отдаленными точками города. Кроме того, метро существенно уменьшит количество наземного городского пассажирского транспорта, поскольку метрополитен будет перевозить не менее 50% пассажиров.

При этом воронежские общественники солидарны с мнением Илья Варламова, что необходимости в строительстве в городе метро нет.

Читайте также