< >

Первые игроки приготовились. Как воронежцы уходят в виртуальную реальность

«Вести-Воронеж» выяснили, какие развлекательные VR-проекты запустились в городе.

Вести Воронеж 7531
Первые игроки приготовились. Как воронежцы уходят в виртуальную реальность

Боец в камуфляже с автоматом в руках показывает мне, где лежит ящик с боеприпасами. Справа от меня горит машина. Я на заброшенном заводе. Слышу выстрелы и машинально приседаю. «Нам нужно уничтожить террористов и захватить их базу», – объясняет вооруженный товарищ. Я хаотично отстреливаюсь, меня обидно быстро убивают – я проваливаюсь в кромешную тьму. Вижу свет и различаю слова: «Вернитесь в синюю зону, чтобы возродиться». Снимаю шлем и оказываюсь в пустом и светлом помещении в торговом центре. Здесь в начале 2018 года открылся VR-полигон.

В виртуальном мире пользователь переживает опыт, недоступный в жизни. Нереальный мир пугающе реалистичен. Разработчики создают костюмы, которые позволят чувствовать виртуальные объекты, и устройства для передачи запахов. Корреспондент «Вести-Воронеж» выяснила, кто продвигает VR в городе и протестировала доступные форматы развлечений.

В виртуальную реальность в Воронеже можно погрузиться с помощью самых популярных гаджетов: шлемов HTC Vive, Oculus Rift, Playstation VR и Samsung Gear. К сожалению, попробовать костюмы не получится – доступны только шлемы и контроллеры.

В городе работает три VR-клуба, есть квест в виртуальной реальности и VR-полигон. Почти во всех торгово-развлекательных центрах стоят VR-аттракционы. Самые амбициозные проекты запустились в начале 2018 года. Горожане пока настороженно относится к VR, сетуют опрошенные редакцией «Вести-Воронеж» участники рынка.

Погрузиться в виртуальную реальность стоит от 250 рублей за 15 минут. Для сравнения, оборудование, которое используют в воронежских VR-клубах, обойдётся, как минимум, в 70 тыс. рублей. Из-за дороговизны продажи VR-шлемов в России скромные. Для большинства пользователей VR-аттракционы остаются единственной возможностью узнать, что такое виртуальная реальность.

ПЕРЕСТРЕЛКА ГАНГСТЕРОВ

Хозяин VR-полигона Engage Александр Шафоростов говорит, что Engage пока единственный в Воронеже игровой проект с использованием мобильного VR. В комнате площадью 150 кв. м можно свободно перемещаться во время игры. Движения пользователей отслеживаются в реальном времени с помощью камер, закреплённых на потолке – никаких проводов, которые ограничивают движения игрока.

– На полигоне одновременно может играть команда из 6 человек. Игроки свободно перемещаются, взаимодействуют друг с другом – всё как жизни, – объясняет Александр Шафоростов.

Бизнесмен рассказывает, что заинтересовался виртуальной реальностью год назад и решил открыть VR-полигон в Воронеже.

– Ещё раньше меня впечатлил фильм «Матрица», как и многих – признаётся Шафоростов. Он часто сравнивает VR с культовым фантастическим фильмом.

В Engage предлагают сыграть в два шутера. В «Мафии» устроить перестрелку в Чикаго 30-х годов или сразиться с террористами в мире постапокалипсиса в «Полигоне». Играть предлагают командой до 6 человек. Можно сразиться в одиночку с компьютером. Чтобы погрузиться в виртуальный мир, придётся надеть шлем и взять в руки автомат. Играть с имитацией реального оружия интереснее, чем с джойстиками, считает Александр.

Бизнесмен «погружается в матрицу» каждый день, чтобы протестировать оборудование. Хвастается личным рекордом – 47 убитых чикагских гангстеров.

– В Воронеже сейчас переходный период: от маленьких «островков» в торговых центрах, рассчитанных на одного игрока, VR движется к клубам с просторными игровыми зонами, – считает Александр Шафоростов.

В Engage в основном заходят посетители торгового центра, которые думают, как бы необычно развлечься. Подкованные пользователи приходят реже. Часто играют родители с детьми, иногда – пенсионеры.

– Как-то приходил дедушка, был в восторге от игры. Потом очень эмоционально делился впечатлениями с супругой, активно жестикулируя, – вспоминает Александр.

В конце весны VR-полигон в сити-парке «Граде» закрылся. Бизнесмен Шафоростов планирует перезапустить проект Engage и подыскивает новое помещение.

VR ДЛЯ ЛЕНИВЫХ

Единственный в Воронеж VR-квест «Эврика» находится в торговом центре «Атмосфера». Обстановка в помещении для виртуальной игры отличается от оффлайн квестов – здесь пусто. Вся обстановка – четыре стула, четыре коробки, где спрятаны мощные процессоры, и специальные камеры на штативах вдоль стены. Перед игрой нужно надеть шлем и наушники со встроенным микрофоном. Контроллеры в «Эврике» не используют. Движения рук считываются с помощью датчика Leap Motion.

В «Эврике» можно сыграть в два квеста, созданные российскими разработчиками: в «Особом мнении» игрокам предлагают раскрыть преступление, а в «Ледяной Валькирии» разгадать тайну подводного города. Несколько игр в одной локации – преимущество VR-квеста перед традиционным. Ещё одно отличие от привычных развлечений – игрок не перемещается в помещении – спокойно сидит на стуле, все действия совершая с помощью рук.

– В одном из квестов есть развилки в сюжете. От действий игрока зависит, что произойдет дальше. Получается, квест можно пройти несколько раз. Вариантов концовки вообще шесть. К нам ребята приезжали из Липецка, несколько раз этот квест проходили. В обычном квесте так не сделать – только в перформансах, где участвуют актёры, – рассказывает о преимуществах VR-квеста владелец «Эврики» Алексей Мельников.

Я сижу в кабине вертолёта. Напротив меня – Мельников. На нем странный костюм. Я понимаю, что это он только по голосу. Алексей машет мне. Я смотрю на свои руки в перчатках, шевелю пальцами. Ощущения непривычные, немного кружится голова. С любопытством изучаю кабину вертолёта, пока владелец VR-квеста рассказывает про то, как решил запустить проект.

Алексей Мельников перебрался в Воронеж из Москвы. Бизнесмен уверяет, что в столице технология виртуальной реальности популярнее, чем в провинции.

– В Воронеже Google Cardboard (картонные очки для погружения в VR - ред.) показываешь, люди удивляются. В Воронеже сложно купить Samsung Gear VR. В Москве это уже обычное дело, так как там есть сообщество и бизнес активно использует VR. В Воронеже, когда говоришь про виртуальную реальность, большинство представляет аттракционы в торговых центрах. Это совершенно дикий VR. Хорошо, что ситуация изменилась. Предприниматели стали ставить полноценные VR-аттракционы, – сетует Мельников.

Стоимость участия в квестах, которые продвигает «Эврика» - 600 рублей с человека.

– Квесты – классная корпоративная история. С одной компанией мы сейчас обсуждаем возможность использования VR квестов для тестирования топ-менеджеров, – делится планами Мельников.

СТО МИРОВ

Пока беседую с владельцем VR-клуба Avatar Сергеем Яскевичем, его подчиненные расстреливают зомби. Со стороны люди в шлемах, размахивающие руками в пустой комнате, выглядят комично.

Сергей Яскевич часто заходит в клуб не для того, чтобы проверить, как идут дела – чтобы поиграть. Бизнесмен лично протестировал все игры, которые есть в библиотеке, а их более сотни.

– В Воронеже уже есть все. Мы сели как-то с друзьями, подумали, а чего ещё нет в городе. Поняли, что ниша развлечений в виртуальной реальности не занята. Когда открывали Avatar, ближайший VR-клуб был в Москве. Сейчас проекты появились в Курске и Липецке. В Воронеже два клуба открылись. В 2018 году прям бум VR- развлечений произошел, – рассказывает Сергей Яскевич.

Я стою на палубе затонувшего корабля, мимо проплывает кит. Я с ужасом вглядываясь в синюю бездну. Голова с непривычки кружится. «И как вам?», –интересуется Яскевич. «Страшновато», – признаюсь я.

VR-клуб бизнесмен открыл ради эксперимента. Рассказывает, что впечатлился технологией после выпуска программы «Вечерний Ургант». Друзья его страсть к VR поначалу не разделили, отказывались играть, ссылаясь на то, что ещё в детстве надоело в компьютерные игрушки резаться. Однако надевали шлем и, по словам Сергея, тут же поменяли мнение.

Что такое VR объяснить человеку, который не погружался в виртуальную реальность, не получится, поверьте! Например, есть VR-чат, это своеобразная соцсеть. Там можно выбрать себе аватар. Фонарный столб, Винни Пух – можешь быть всем, чем хочешь. Пользователи общаются в виртуальных мирах. Тусоваться можно в самых разных локациях: на космической станции или у костра. Можно выбрать мир из подборки или создать собственный. Можно не только болтать, но и играть, вместе смотреть видео, петь в караоке. Там общаются люди со всего света: можно встретить китайцев, американцев, русских. Вот как можно объяснить человеку, который привык использовать обычные соцсети? – рассуждает Сергей Яскевич.

Хвастается, что умельцы-программисты, с которыми сотрудничает Avatar, настроили оборудование для шлема HTC Vive так, что играть можно и в игры, написанные для Oculus Rift.

В отличие от мобильного VR, который используют на полигоне Engage, шлемы VR в Avatar с проводами - это немного сковывает движения. В виртуальной реальности игрок управляет объектами с помощью контроллеров.

Сергей Яскевич надеется, что скоро получится избавиться от проводов. Бизнесмен не считает, что из-за открытия Engage клуб потеряет клиентов. Преимущество Avatar – огромная библиотека игр и видео для VR.

– Я, например, люблю играть в бокс в VR. Меня хватает на один бой. Становлюсь мокрым как после реальной тренировки. Это вам не за компьютером сидеть и стучать по клавиатуре, – признаётся Сергей Яскевич.

КИНО ДЛЯ VR

VR-кинотеатров в Воронеже нет, но короткие сферические фильмы можно посмотреть, например, в клубах.

– Я думал открыть в Воронеже VR-кинотеатр, но понял, что почти все фильмы есть в свободном доступе. Контента, который доступен за деньги, мало, в основном это фильмы о природе, а экшена пока нет. Когда российские телеканалы начнут транслировать видео 360 градусов, тогда VR-очки начнут покупать, – полагает Алексей Мельников.

Например, в Avatar можно посмотреть мультик про зайку, которого пытаются похитить инопланетяне.

МОДНАЯ ТЕМА

– Индустрия виртуальных технологий и контента молодая, поэтому есть недостатки. Это и высокая стоимость оборудования, и технические ограничения. Однако развитие рынка VR технологий – общемировой тренд. Всё большее количество университетов готовят специалистов в области выпуска программного обеспечения не только для VR-технологий (медицина, обучение, реклама и маркетинг), но и экспертов в области VR-развлечений. Это придет и к нам. Если же ориентироваться на развитие VR в нашей стране, то можно сказать, что Воронеж не более чем на год отстаёт от российских «пионеров» виртуального мира – Москвы и Санкт-Петербурга, – говорит Александр Шафоростов.

Одна из проблем развития VR-технологий в сфере развлечений – нехватка качественных игр.

На выставке в Сан-Франциско воронежская компания Rainstyle представляла компьютерную игру в жанре sci-fi horror. В будущем компания планирует адаптировать игру под VR.

– Есть простые игры под VR: мячик покидать, из лука пострелять. Мы делаем масштабную игру с хорошей графикой, со сценарием, с персонажами. Это другого уровня проект. В VR в неё можно будет играть. Разница чисто в девайсах, которые использует игрок. Сидеть за компьютером и играть с помощью мышки или сидеть в очках и пользоваться джойстиком, – объясняет Кирилл.

Руководитель студии Rainstyle, считает, что VR переоценён.

– VR сейчас просто модное слово, но никто не понимает, какие у него перспективы. Не ждет ли его участь 3D, – рассуждает Кирилл Резниченко.

В провинции развитие технологии тормозится инертностью местного бизнеса. Например, Rainstyle еще два года назад предлагала воронежским строителям использовать VR-технологии. Все до одного отказались. Столичный и мировой опыт воронежских бизнесменов не вдохновляет. Пока на заводах John Deer новые решения тестируют в виртуальной реальности, мировые бренды открывают виртуальные примерочные, риелторы показывают квартиры клиентам в VR, воронежский бизнес предпочитает работать по-старинке.

– Ситуация в Воронеже с тех пор не изменилась. VR дошел у нас в городе до уровня развлекухи в торговых центрах, а про коммерческое использование технологии ничего не слышно. У нас все новинки долго не принимают. Большой бизнес относится с недоверием. Пробовать не рискуют. В Москве проще, – считает руководитель Rainstyle.

По мнению Кирилла Резниченко, для полноценной интеграции VR в жизнь должно пройти 10 лет, как минимум.

– Не каждый человек себя комфортно чувствует себя в шлеме. Кого-то даже тошнить начинает. Есть очень много физических ограничений, связанных с тем, что человек стоять не может долго, двигаться не может долго.

Где в Воронеже можно погрузиться в VR

Infinity

Адрес: ТЦ «Атмосфера», 5 этаж

VR-квест «Эврика»

Адрес: ТЦ «Атмосфера», 5 этаж

ViRarium

Адрес: Плехановская, 28

Антикафе G.Shelter Воронеж

Адрес: ул. 20-летия октября, 86

AVATAR

Адрес: Московский проспект, 133

Ольга Тихонова

Читайте также