Шанхая быть не должно. Мэрия Воронежа изменит процедуру согласования архоблика объектов
Городские власти приступили к изменению градостроительных регламентов.
Мэрия Воронежа исключит процедуру согласования архитектурного облика объекта из правил землепользования и застройки. Соответствующее распоряжение подписал глава города Вадим Кстенин. В течение двух месяцев управление главного архитектора исключит из градостроительных регламентов всех территориальных зон требование согласования архитектурного облика объекта, который планируется построить или реконструировать.
Основанием для изменения стало решение Верховного суда о том, что требование мэрии Воронежа согласовывать архитектурный облик объекта противоречит Градостроительному кодексу. Оспорило процедуру согласования архитектурного облика ООО «ТД «Энергоснаб». Верховный суд вынес решение в пользу компании в июне 2018 года.
Застройщики, многие из которых оценивали процедуру как усиление административных барьеров, восприняли новость с энтузиазмом. Правда, преждевременным, предупредил вице-мэр по градостроительству Виктор Владимиров. Процедура согласования архоблика останется в правилах благоустройства, а само согласование проектов – столь же неизбежным, как и раньше, подчеркнул он.
Нужна ли процедура согласования архитектурного облика объектов и что изменится от нововведений, разбирались «Вести-Воронеж».
Что такое процедура согласования архитектурного облика объекта
Требование согласования архитектурного облика объекта включили в правила землепользования и застройки в декабре 2016 года решением городской думы. В пояснительной записке к документу говорилось, что изменения порядка получения разрешительной документации на строительство необходимо для создания в Воронеже гармоничной архитектурной среды. Процедура должна была обеспечить соблюдение современных стандартов качества при создании жилых, общественных, производственных и рекреационных территорий и способствовать сохранению историко-культурного наследия.
Чтобы получить разрешительную документацию на строительство, нужно было подать в управление главного архитектора пакет документов, в который входили правоустанавливающие документы на земельный участок, а также схемы разверток фасадов, их светового и цветового решения, а также обоснование выбранного архитектурного решения. На процедуру согласования мэрии отводилось 30 дней. По словам Виктора Владимирова, мало кто из застройщиков проходил её с первого раза.
Почему это было необходимо
До введения процедуры согласования архитектурного облика застройщик, имея земельный участок, получал в администрации Воронежа градостроительный план. В нём оговаривалось допустимое место размещения объекта, условия по присоединению к инженерным сетям и предельные параметры по площади и этажности. После этого застройщик готовил проектно-сметную документацию, получал заключение экспертизы и приходил за разрешением на строительство.
– Из-за пробелов в законодательстве стадия предпроектной проработки и официального согласования «красоты» здания выпала из поля зрения закона. А последствия этого видны на улицах наших городов, – поясняли после введения новой практики в региональном управлении архитектуры и градостроительства.
Муниципальную услугу «Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта» ввели не только в Воронеже, но и на территории всей Воронежской области, чтобы «внешний вид зданий и сооружений не ограничивался одинаковыми синими крышами и заборами из сайдинга и профлиста, а рекламный «мусор» не был кричащим и раздражающим».
По словам врио руководителя управления архитектуры и градостроительства Андрея Еренкова, процедура согласования архитектурного облика объекта – единственный инструмент, позволяющий власти и непосредственно отвечать за облик города, и нести за него ответственность, не полагаясь только на вкус застройщика. Это не только форма контроля, но и способ повышения уровня ответственности главных архитекторов.
– Когда вводили дизайн-регламент, новая практика вызвала неудовольствие предпринимателей, у них возникло множество претензий к городским властям. Сегодня мы видим, что эта работа позволила улучшить облик города, избавить его от пестроты не сочетающихся друг с другом вывесок и входных групп. Согласование архитектурного облика объекта – это та же самая работа, но в других масштабах. Эксперты облечены полномочиями принимать решение просто в силу своих профессиональных компетенций. Иначе это будет как оркестр без дирижера, а архитектура ради удобства застройщика уступит место строительству, но это недопустимо. Архитектура – это композиторское искусство. Строительство – исполнительское. И варианта «исполняю что хочу» и «построю что хочу» в Воронеже быть не должно, – считает заведующий кафедрой дизайна ВГАСУ, бывший главный художник города Евгений Барсуков.
Почему застройщики были недовольны
Вводя новые правила, региональные власти предупредили: процедура не должна восприниматься как создание застройщикам дополнительных бюрократических трудностей. Однако именно так её и восприняли.
Глава строительной компании «Инстеп» Анатолий Шмыгалёв считает, что она только тормозила принятие решений.
– Согласование архитектурного облика в существующем виде – это инструмент сдерживания проектов, которые кому-то не нравятся, и субъективизм «нам не нравится, а вы переделывайте». Процедура не должна быть проблемой для застройщика, который возводит или реконструирует здание. Согласование должно носить исключительно рекомендательный характер, – уверен Анатолий Шмыгалёв.
Виктор Владимиров согласился, что трудности с прохождением согласования у застройщиков были.
– Почти все проекты возвращались на доработку, сразу соблюсти все требования достаточно сложно. Застройщики заявляются на эту процедуру, мы даем свои замечания, и со второго раз почти у всех получается согласовать архитектурный облик, – пояснил он.
Оспорить процедуру в 2017 году решило ООО «ТД «Энергоснаб». Компания обратилась с административным иском к воронежской гордуме, которая своим решением и включила процедуру согласования архоблика в правила землепользования и застройки. «Энергоснаб» выиграл в первой инстанции, областном и Верховном судах.
Что будет дальше
Процедуру согласовании архитектурного облика исключат из городских правил землепользования и застройки, однако она останется в правилах благоустройства. Избежать её прохождения у застройщиков все равно не получится, подчеркнул вице-мэр Виктор Владимиров.
– Даже самые рьяные противники этой процедуры не высказывались так категорично, чтобы отменить согласование архоблика в принципе. Все понимали, что городская застройка должна регулироваться, что у нас Шанхая быть не должно. Поэтому исключение данного согласования из правил землепользования и застройки не говорит о том, что процедура не требуется совсем. Она остается в правилах благоустройства и остается такой же обязательной, как и до настоящего времени, – пояснил Виктор Владимиров.
Более того, процедура ужесточится. Если до сих пор согласовывать архитектурный облик будущих объектов должны были только застройщики, получившие градплан после введения этой процедуры в 2016 году, то теперь она станет обязательной для всех.
Известный российский урбанист Аркадий Гершман считает, что процедура согласования архитектурного облика новых объектов Воронежу необходима.
– У застройщиков свои цели, у города должны быть свои. Застройщику хочется строить дешево и быстро. Город должен получить то, что не потеряет своей ценности и через века. Регламенты и регулирование необходимы, чтобы город существовал как целостное пространство, – считает он.
Елена Гончарова